В Чём Заключаются Основные Отличия Государственной И Муниципальной Собственности На Землю В 2023 Году

Мы продолжаем знакомить вас с особенностями правового регулирования земельных отношений в 2023 году.

Ранее мы рассказали о пролонгации и корректировке мер, устанавливающих особенности земельных отношений, которые были приняты в прошедшем году, изменении сроков выполнения отдельных процедур предоставления земельных участков, а также рассмотрели особенности проведения электронных аукционов и заключения договоров в электронной форме в ГИС Торги.

 Настоящий материал посвящен анализу изменений законодательства в сфере регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения, включая особенности оборота невостребованных земельных долей и вопросы формирования государственного реестра земель сельхозназначения. 

Часть 2.

4. Особенности оборота невостребованных земельных долей

Ключевым вопросом при анализе использования земель сельскохозяйственного назначения является анализ наличия неиспользуемых земель, поскольку выбытие земельных участков из сельскохозяйственного оборота, как правило, связано с неэффективностью собственников и невостребованностью земельных долей.

По данным Минсельхоза России,[1] несмотря на снижение площади земельных долей, включенных муниципалитетами в списки невостребованных, в среднем по стране за последние годы (рисунок 1) в отдельных регионах площадь долей достигает 600 — 1000 тыс. га. Такие масштабы усложняют органам местного самоуправления решение задач по сокращению невостребованных земельных долей, в том числе путем регистрации права муниципальной собственности на них.

В Чём Заключаются Основные Отличия Государственной И Муниципальной Собственности На Землю В 2023 Году

Рисунок 1. Динамика изменения площади земельных долей, включенных в списки невостребованных, в Российской Федерации 

Проводимая органами местного самоуправления работа по оформлению невостребованных долей в муниципальную собственность направлена на их вовлечение в хозяйственный оборот и пополнение местных бюджетов. Поэтому несовершенство нормативного регулирования оборота невостребованных земель ограничивает возможности для роста поступлений доходов в бюджеты муниципальных образований.

В целях решения данной проблемы во исполнение поручения Президента России[2] разработан и принят Федеральный закон от 29.12.

2022 № 639-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон № 639-ФЗ), предусматривающий усовершенствование порядка вовлечения в оборот долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе невостребованных.

Изменения направлены на достижение целей Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации[3] и предусматривают:

  • наследование земельных долей, в том числе являющихся выморочным имуществом, в соответствии с гражданским законодательством;
  • особенности оборота невостребованных земельных долей и связанные с ними дополнительные полномочия местных органов власти, информация о которых приведена на рисунке 2.

В Чём Заключаются Основные Отличия Государственной И Муниципальной Собственности На Землю В 2023 Году

Рисунок 2. Особенности оборота невостребованных земельных долей 

Кроме того, Федеральным законом № 639-ФЗ установлена обязанность органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, утверждать списки невостребованных земельных долей, в случае если общим собранием участников долевой собственности не принято решение по таким долям. Ранее указанное полномочие являлось правом органа местного самоуправления, а не его обязанностью. Предполагается, что принятые меры позволят увеличить площадь используемых земель в целях сельскохозяйственного производства и обеспечить защиту прав собственников земельных долей.

Обращаем внимание, что помимо вышеупомянутых положений, уполномоченным органам власти в своей работе необходимо учитывать особенности предоставления и изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения, обусловленные утверждением новой стратегии развития агропромышленного комплекса до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.09.2022 № 2567-р), с результатами анализа которых можно ознакомиться здесь.

5. Порядок ведения государственного реестра земель с/х назначения

Эффективность вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения зависит от ряда факторов, одним из которых является учет достоверных сведений о состоянии и текущем использовании земельных участков. В этих целях на федеральном уровне Минсельхозом России ведется работа по формированию государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения (далее – Реестр).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2023 № 154 «О порядке ведения государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения» определены правила ведения Реестра (далее – Правила), который является подсистемой Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения [4].

Реестр предназначен для автоматизации процессов сбора, обработки, хранения, анализа и представления информации о землях сельскохозяйственного назначения и об их использовании, полученной по результатам государственного мониторинга земель данной категории, а также иных сведений, полученных в том числе посредством СМЭВ.

Сведения в Реестр предоставляются рядом поставщиков. Их перечень приведен на рисунке 3.

В Чём Заключаются Основные Отличия Государственной И Муниципальной Собственности На Землю В 2023 Году

Рисунок 3. Поставщики сведений в Реестр

В Чём Заключаются Основные Отличия Государственной И Муниципальной Собственности На Землю В 2023 Году

Рисунок 4. Сведения, предоставляемые в Реестр органами государственной власти субъектов Российской Федерации посредством СМЭВ

Реестр является важным источником информации для организации и проведения мероприятий по земельному надзору, а также получения сведений о фактическом использовании земельного участка, подтвержденных в ходе проведения таких мероприятий. Правилами предусмотрено безвозмездное предоставление сведений из Реестра лицам, являющимся правообладателями земельных участков, к которым относятся:

  • собственники земельных участков;
  • землепользователи и землевладельцы;
  • арендаторы земельных участков.

Таким лицам сведения предоставляются посредством ФГИС ЕПГУ в виде паспорта земельного участка.

Как отмечено на сайте Правительства, «ресурс станет инструментом оценки состояния земель для сельскохозяйственного производства. Он позволит быстрее находить возможности для новых агропроектов, в том числе по наращиванию производства продовольствия».

Учитывая специфику сведений, содержащихся в Реестре, хочется обратить внимание на возможность использования Реестра в качестве дополнительного источника получения сведений о значениях ценообразующих факторов земельных участков сельскохозяйственного назначения при проведении государственной кадастровой оценки земель.

Сбор сведений об объектах недвижимости, влияющих на их стоимость, является одной из основных и трудоемких задач в ходе проведения кадастровой оценки.

Использование информационных систем Минсельхоза России в этих целях прямо предусмотрено Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке [5], поскольку это позволяет получить важные исходные данные о земельных участках, отсутствующие в ЕГРН.

Отдельные сведения, размещаемые в Реестре, которые могут быть использованы при определении кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения, приведены на рисунке 5.

В Чём Заключаются Основные Отличия Государственной И Муниципальной Собственности На Землю В 2023 Году

Рисунок 5. Сведения Реестра, возможные для использования при определении кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения

Перечень лиц, которые могут быть заинтересованы в получении соответствующих сведений для использования их при осуществлении полномочий (функций), а также защиты своих законных прав и интересов, связанных с применением кадастровой стоимости земель, приведен на рисунке 6.

В Чём Заключаются Основные Отличия Государственной И Муниципальной Собственности На Землю В 2023 Году

Рисунок 6. Лица, заинтересованные в получении сведений из реестра земель сельскохозяйственного назначения

Качество сведений и своевременность наполнения ими Реестра может оказать влияние не только на повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, но и на достоверность результатов государственной кадастровой оценки таких земель. Использование дополнительных данных позволит снизить вероятность возникновения споров о результатах определения кадастровой стоимости и сократить объем недополученных налоговых и неналоговых доходов бюджетов в результате оспаривания.

  • Заключение
  • Необходимость реализации рассмотренных новаций законодательства, регулирующих земельные отношения, влечет не только возникновение дополнительной ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, но и появление возможности использования новых инструментов для повышения эффективности деятельности в земельно-имущественной сфере.
  • Грамотно организованная работа по выполнению всех необходимых требований нормативных правовых актов позволяет обеспечить комплексный подход к развитию субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также снизить вероятность возникновения замечаний со стороны контрольно-надзорных органов.
  • В связи с этим заинтересованным органам власти целесообразно:
  1. Привести административные регламенты по оказанию услуг по предоставлению земельных участков в соответствие с измененными положениями законодательства;
  2. Определить случаи установления в 2023 году льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, а также размер такой платы;
  3. Оценить уровень доступности в муниципальных образованиях сети «Интернет», достаточного для обеспечения проведения электронных аукционов по продаже (аренде) земельных участков, и при необходимости определить муниципальные образования, на территории которых до конца 2025 года могут проводиться «бумажные» аукционы в рамках статьи 39.18 ЗК РФ;
  4. Обеспечить регистрацию сотрудников профильных отделов и их обучение работе в ГИС Торги и на электронных площадках для организации электронных аукционов по продаже (аренде) земельных участков и заключения договоров в электронной форме;
  5. Учесть новые полномочия органов местного самоуправления по работе с невостребованными земельными долями;
  6. Рассмотреть возможность использования сведений государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения при проведении государственной кадастровой оценки земель. 
Читайте также:  Часть Квартиры По Наследству Права В 2023 Году

Больше информации о новациях законодательства в сфере земельно-имущественных отношений вы можете получить на бесплатном вебинаре, который состоится 30 марта 2022 года в 10:00. Подробности здесь.

  1. По всем интересующим вас вопросам соответствующей тематики Вы можете обратиться к экспертам БФТ-Холдинга:
  2. question@bftcom.com,
  3. тел. +7 (495) 784-70-00
  4. [1] Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2020 году
  5. [2] Часть 1 подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента России по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 13 февраля 2020 г. № Пр-234ГС

[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 № 731 «О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации» 

[4] https://efis.mcx.ru/landing/

Чем отличаюся право государственной и муниципальной собственности на землю?

Россия обладает колоссальными земельными ресурсами. В нашей стране используются миллионы гектаров земли. Многие земли принадлежат государству. Большие площади земли находятся в ведении администраций многочисленных регионов.

В чём же заключается принципиальное различие между собственностью на землю, которой владеет государство и той, которой владеют муниципалитеты? Как можно получить земельный участок в личное владение?

Что включает в себя понятие государственной и муниципальной собственности на землю?

Государственная собственность на землю

К госсобственности относятся те участки, которые не принадлежат муниципалитетам, юрлицам и гражданам.

Субъекты, распоряжающиеся госсобственностью на землю являются органами власти государства и субъектов (регионов) РФ. Госсобственность может принадлежать федерации и регионам.

К регионам относятся республики, которые входят в состав РФ, края, области, автономные округа, города (Москва, Санкт-Петербург).

РФ является единственным владельцем некоторых видов земельных участков. Это связано с их целевым назначением или разрешённым видом пользования. Сюда можно отнести участки, используемые в соответствии с такими законами РФ, как Лесной кодекс, ФЗ «О государственной границе», ФЗ « Об обороне» и другими. Всего подобных законов около двадцати.

Собственность во владении органов муниципального управления

В Чём Заключаются Основные Отличия Государственной И Муниципальной Собственности На Землю В 2023 ГодуЭто самостоятельная форма собственности. Субъекты, которые имеют возможность распоряжаться данным видом собственности: города и сёла, районы и так далее. Муниципалитетам принадлежат земли, предназначенные для строительства общественных зданий, жилых построек, производственных помещений. Сюда также относятся земли для общего использования и другие. Участки, находящиеся во владении органов муниципального управления главным образом предназначены для того, чтобы обеспечить проживание, отдых и работу граждан, проживающих в населённых пунктах.

Большинство участков, которыми распоряжается мэрия – это земли, предназначенные для общего использования. Граждане их могут использовать для проезда, прохода и размещения объектов общего пользования. Некоторые виды муниципальных участков могут даваться в распоряжение индивидуальным землепользователям.

К собственности органов муниципального управления можно отнести следующие объекты (согласно девятнадцатой статье Земельного кодекса):

  • получившие таковое признание в федеральном законе и в законах субъектов РФ;
  • права муниципального владения на которые появились в период, когда совершалось разграничение госсобственности на отдельные участки земли;
  • приобретённые на основе тех положений, что указаны в гражданском законодательстве.

Каким образом земля, находящаяся во владении государства и муниципальных образований переходит в личное владение граждан?

Когда человек получает земельный участок в личную собственность, то он получает ряд преимуществ. Он может её использовать по личному усмотрению: дарить, продавать, менять, сдавать в аренду и так далее.

В Чём Заключаются Основные Отличия Государственной И Муниципальной Собственности На Землю В 2023 Году

  1. составление заявления в муниципалитет;
  2. оформление кадастрового паспорта;
  3. регистрация участка в кадастровой палате;
  4. межевание земельного участка специалистом;
  5. составление плана дома (если он стоит на участке);
  6. выдача технической документации;
  7. обращение в Фонд единого учёта земли;
  8. постановка заявки на учёт;
  9. выдача кадастрового паспорта на землю;
  10. обращение в администрацию района.

Для оформления кадастрового паспорта нужно написать заявление в фонде, занимающемся единым учётом кадастра, картографии и земельных участков. В заявлении указывается просьба о посещении кадастрового инженера. Иногда ожидание затягивается до полугода.

Если кадастровый инженер сделал свою работу, а будущий собственник подал все нужные документы и получил кадастровый паспорт, ему нужно взять выписку из паспорта и копию домового плана (если на участке стоит дом). Теперь нужно обратиться в районную администрацию. В законе сказано, что земельный участок, взятый в аренду, можно передавать гражданам как бесплатно, так и за денежную сумму (по кадастровой стоимости).

В Чём Заключаются Основные Отличия Государственной И Муниципальной Собственности На Землю В 2023 Году

Что делать дальше? Взяв квитанцию, постановление, выписку и дубликат кадастрового плана, гражданину необходимо написать заявление специального образца в органы федерального или муниципального управления земельными ресурсами. Теперь нужно ждать свидетельство о регистрации, которое оформляется не более тридцати дней.

Можно ли получить земельный участок в собственность на бесплатной основе?

В две тысячи первом году был принят отредактированный Земельный кодекс. В нём сказано, что многие граждане имеют право на переоформление своего надела земли из срочной или бессрочной аренды в собственность.

Для того чтобы воспользоваться этим правом, нужно обратиться в районную администрацию и взять соответствующее постановление. Затем нужно действовать так, как описано выше.

Категории лиц, могущих претендовать на то, чтобы получить участок земли бесплатно:В Чём Заключаются Основные Отличия Государственной И Муниципальной Собственности На Землю В 2023 Году

  • граждане уже пользуются землёй;
  • гражданам принадлежит дом, построенный на участке, который был выделен до вступления в силу советского закона «О собственности в СССР»;
  • граждане, у которых есть право на пожизненное пользование участка или его постоянное владение;
  • гражданин-владелец сооружений на участке;
  • инвалиды;
  • военнослужащие, проработавшие более десяти лет по контракту (для того, чтобы вести хозяйство);
  • ветераны ВОВ (в целях личного строительства);
  • сотрудники органов внутренних дел, со стажем не менее пятнадцати лет (для того чтобы построить жильё);
  • дети-сироты.

Собственность государственная и муниципальная: в чём отличия?

Для того чтобы определить критерии, по которым разграничивается муниципальная и государственная собственность, необходимо принимать во внимание перечень вопросов федерального значения и вопросов, которые решет местная власть.

Таблица: главные отличия между государственной и муниципальной собственностью

Критерии отличий Государственная собственность Муниципальная собственность
Субъект права Все граждане (народ) РФ, органы госвласти Граждане муниципального образования, органы местного самоуправления, не находящиеся в системе органов госвласти
Объекты Любой вид имущества Любой вид имущества, кроме того, что находится в собственности государства
Основания приобретения прав собственности
  • федеральные законы;
  • процедура, разграничивающая собственность на землю;
  • основания в гражданско-правовом кодексе;
  • передача из собственности федерального уровня на безвозмездной основе (для собственности субъектов РФ).
  • федеральные законы и принятые в соответствии с ними законы субъектов РФ;
  • процедура, разграничивающая собственность на землю;
  • основания в гражданско-правовом кодексе;
  • передача из собственности федерального уровня на безвозмездной основе (для собственности субъектов РФ).

Отдельные основания для приобретения прав госсобственности не являются основаниями для приобретения прав на муниципальную собственность. Это, к примеру, относится к национализации или заключению международных договоров

Содержание прав Может распоряжаться собственностью по своему усмотрению в согласии с законами РФ Право на распоряжение имуществом муниципальной собственности ограничено органами госвласти

В государственной и муниципальной собственности находится большое количество земельных участков, которые граждане могут использовать для личных целей. Государство и муниципалитеты заинтересованы в том, чтобы эти земли активно использовались. Если знать, как оформляется земля в частную собственность, то можно быстрее получить её в личное владение.

Право государственной и муниципальной собственности на землю

Согласно принятому законодательству существуют несколько форм собственности на землю: частная, муниципальная, государственная. И, если с частными правами всё понятно – это владение граждан и компаний, то вот разницу между государственными и муниципальными участками знают не все. Разберёмся в этом вместе.

Государственная собственность

Государственной собственностью называют земли, которые не принадлежат гражданам, организациям, муниципалитету.

Все владения государства в свою очередь подразделяются на такие подвиды:

  • федеральные земли;
  • владения субъектов РФ.

Земли федеральных округов и субъектов РФ – это такие участки, право владение, которыми предусмотрены законами, возникли при разграничении государственных наделов, или приобретены на основе гражданского законодательства.

В Чём Заключаются Основные Отличия Государственной И Муниципальной Собственности На Землю В 2023 Году

  • с недвижимым имуществом, находящиеся в собственности субъектов РФ;
  • они отданы государственным органам власти;
  • земли некоторых территорий, находящихся под охраной, различных фондов, заповедников;
  • участки, занятые приватизированным имуществом, которое до приватизации была во владении субъектов РФ.

Появляются такие права со дня их регистрации в соответствующих органах.

Основаниями для этой процедуры будут:

  • Правительственные акты с перечнем земель, на которые возникает право собственности;
  • судебные решения по спорам о разграничении государственных владений.

Права пользователя от имени Российской Федерации берут на себя органы государственной власти, в границах их полномочий. До разграничения государственных земель управлять ими могут органы местной администрации, если это не противоречит законодательству.

Участки из государственного фонда могут быть переданы гражданам или компаниям на правах аренды, использования, пожизненной наследуемой собственности.

Управление же такими землями осуществляет РФ или её субъекты.

Муниципальная собственность

Муниципальная собственность – это владение участками, находящимися в пределах населённого пункта.

К этим землям относят:

  • признанные такими федеральным законодательством;
  • право собственности возникло при разграничении государственных или федеральных земель;
  • были приобретены на основе гражданского законодательства.
  • Если владелец отказывается от земельного участка, то он тоже переходит во владение муниципалитета.
  • Местные власти могут безвозмездно передавать наделы гражданам или различным организациям.
  • Муниципалитет может бесплатно передать участки другому населённому пункту.

В Чём Заключаются Основные Отличия Государственной И Муниципальной Собственности На Землю В 2023 ГодуЧтобы выписать и прописать ребенка в другую квартиру необходимо собрать определенный пакет документов.

Чтобы признать дом аварийным и подлежащим сносу, необходимо написать заявление и подать его в администрацию. Подробную информацию по этому вопросу читайте в статье.

Вам нужно приобрести площадь под офис, но необходимой суммы сейчас нет? Смотрите описание одного из доступных вариантов покупки помещения в нашем материале.

Различия

В Чём Заключаются Основные Отличия Государственной И Муниципальной Собственности На Землю В 2023 Году

  • право пользование участком распространяется на любое имущество, даже ограниченное в обороте или изъятое из него;
  • способы, по которым недвижимость становится собственностью, может использовать только государство (в качестве изъятия налогов);
  • государство может принять законы, расширяющие свои права, освобождающие от обязанностей.

Государственная собственность может подразделяться на виды.

Муниципальное владение отличается такими характеристиками:

  • самостоятельный вид собственности;
  • едино – не разделяется на подвиды;
  • возможна приватизация муниципальных земель.

В основном такие участки используют для потребностей всего населения: проезда, проживания, общего пользования. Но есть и наделы, которые могут выделить под индивидуальное использование.

Государственная собственность на землю более обширна и может подразделяться на виды. Тогда как муниципальные участки принадлежат населённому пункту и имеют ряд своих индивидуальных особенностей. И государственной и муниципальной собственностью распоряжаются соответствующие органы власти.

В чём заключаются основные отличия государственной и муниципальной собственности на землю в 2023 году – ериковское сельское поселение

Это право собственности Российской Федерации и ее субъектов на землю.

К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (ст. 16 ЗК РФ, п. 2 ст. 214 ГК РФ).

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (п. 1 ст. 125 ГК РФ).

В отличие от прежнего земельного законодательства, по которому этот вид собственности был обезличен, ЗК РФ распределил земельную собственность между государственными уровнями.

https://www.youtube.com/watch?v=0PEt2phi5lc\u0026pp=ygW5AdCSINCn0ZHQvCDQl9Cw0LrQu9GO0YfQsNGO0YLRgdGPINCe0YHQvdC-0LLQvdGL0LUg0J7RgtC70LjRh9C40Y8g0JPQvtGB0YPQtNCw0YDRgdGC0LLQtdC90L3QvtC5INCYINCc0YPQvdC40YbQuNC_0LDQu9GM0L3QvtC5INCh0L7QsdGB0YLQstC10L3QvdC-0YHRgtC4INCd0LAg0JfQtdC80LvRjiDQkiAyMDIzINCT0L7QtNGD

Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации (федеральная собственность) (ст. 16 ЗК РФ), и земель, находящихся в собственности субъектов РФ.

Определены следующие уровни государственной собственности на землю:

а) федеральная собственность (федеральные земли). К ним относятся прежде всего земли, занятые объектами, отнесенными исключительно к федеральной собственности, а также иные земли, необходимые для осуществления задач федерального значения.

В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 17 ЗК РФ).

В состав федеральных земель, в частности, входят:

  • – земельные участки для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ РФ;
  • – земельные участки, занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности, информатики и связи, метеорологической службы, добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, железнодорожного, воздушного, трубопроводного, речного, морского транспорта федерального значения, федеральных автомобильных дорог, объектами федеральных органов власти, земли ЗАТО, земли лесного и водного фондов федерального значения, земли федерального фонда резервных месторождений и других объектов недр, земли запаса федерального значения;
  • – земельные участки федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, объектов историко-культурного наследия общероссийского и всемирного значения, курортных и лечебнооздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения, включая прибрежные зоны морей и океанов;
  • – земельные участки Российской академии наук, отраслевых академий наук федерального значения, научно-исследовательских учреждений, образовательных учреждений федерального значения, федеральных опытно-производственных хозяйств, сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений, федеральных государственных учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств, государственных конных заводов, племенных, элитно-семеноводчсских хозяйств, государственных мелиоративных систем, конкретный перечень которых утверждает Правительство РФ;
  • – иные земельные участки, предусмотренные федеральными законами и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов РФ; в соответствии с Конституцией РФ, нормами ЗК РФ международными договорами за Российской Федерацией признаются суверенные права и юрисдикция на ее континентальном шельфе (Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации») и в исключительной экономической зоне (Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»).

Земли, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться гражданам и юридическим лицам для застройки, сельскохозяйственного производства и иных целей.

В государственную собственность могут приобретаться земельные участки путем выкупа у частных лиц, на основании дарения и в результате прекращения права муниципальной или частной собственности, по другим основаниям, установленным ЗК РФ и другими законами;

б) собственность субъектов РФ. К ней относятся земли в пределах их административно-территориальных границ, за исключением федеральных, муниципальных земель, а также земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц.

К собственности субъектов РФ относятся:

  • – земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ;
  • – земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;
  • – иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Субъекты РФ в соответствии с гражданским законодательством по предусмотренным им основаниям могут приобретать в собственность земельные участки в результате заключения сделок по приобретению земельных участков, в результате их выкупа для государственных нужд и т.п.

https://www.youtube.com/watch?v=0PEt2phi5lc\u0026pp=YAHIAQE%3D

Специфика права государственной собственности на землю заключается в следующем:

  • – данный вид права собственности характерен высоким уровнем своих субъектов. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3). Таким образом, государство является в правоотношениях собственности представителем народа при осуществлении владения, пользования и распоряжения землей. Оно обязано реализовать свои полномочия собственника не в интересах одного гражданина и отдельных групп лиц, а в совокупном интересе всех проживающих на территории государства народов, с тем чтобы интересы одних народов не удовлетворялись в ущерб другим народам;
  • – государственные земли используются только в соответствии со своим целевым назначением. Земли, находящиеся в собственности государства, могут использоваться в таких целях, какие недопустимы для иных, негосударственных организаций и граждан. Например, использование земель иод размещение предприятий, производящих вооружение; под военные полигоны, аэродромы; под выращивание наркосодержащих культур для медицинских целей и других государственных задач. Таким образом, цели использования земель, находящихся в государственной собственности, многообразны и продиктованы интересами функционирования государства;
  • – основания возникновения права государственной собственности на землю имеют свои особенности. Если граждане и иные негосударственные организации приобретают землю в собственность в порядке реализации законодательства о земельной реформе и по основаниям, предусмотренным законом, то государство наделено земельной собственностью Декретом «О земле», принятым II Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 8 ноября (26 октября) 1917 г., а в соответствии с принятым ЗК РФ и федеральными законами государственная собственность на землю была разграничена на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность);
  • – правомочия собственности на землю совпадают у государства с правомочиями регулирования землепользования всего земельного фонда, а также осуществлением надзорных функций за использованием земель иными собственниками. Поэтому предусмотрен правовой механизм пресечения управленческих решений, нарушающих права собственников земли. Так, земельное законодательство запрещает вмешательство в хозяйственную деятельность земельных собственников со стороны государственных органов; в случае издания государственным органом акта с нарушением закона или превышением его компетенции собственник земли вправе обратиться в суд с заявлением о признании такого акта недействительным.

Обобщая характеристику государственной собственности па землю, можно сделать следующие выводы:

Формы собственности. Государственная и муниципальная собственность в общей системе права собственности

Для того чтобы правовые нормы стали реальными, должен происходить процесс присвоения собственности. Присвоение — это динамика собственности, форма экономической реализации [1] . Только тогда, когда владелец присваивает ренту, процент или прибыль, происходит преобразование правовых форм собственности в ее экономическую форму — в систему производственных отношений.

Отношения экономической реализации собственности в конечном счете всегда имеют целью удовлетворение материальных и экономических потребностей владельца экономических условий производства и непосредственных производителей, что невозможно без фактического присвоения.

Конституция РФ признает равными все существующие формы собственности, приводя их примерный перечень. Вопросы собственности отмечены в ст. 8, 9, 34—36, 71, 72, 114, 130 Конституции.

При этом следует отметить, что конституционно не закреплен исчерпывающий перечень форм собственности: ст. 8 предусматривает признание и защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Также в Конституции отсутствуют нормы, которые установили бы основную или ведущую форму собственности.

  • Статья 212 ГК РФ 1 дублирует перечисленные Конституцией формы собственности — частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, подвергая названные формы собственности дальнейшему членению в зависимости от того, находится имущество в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований.
  • В строго юридическом смысле в Конституция РФ говорится о двух формах собственности: частной и публичной (государственной и муниципальной, сюда же можно отнести и общенародную собственность), иные формы собственности обозначены в качестве отдельной группы, но их содержание не раскрыто.
  • В рамках общественной (публичной) собственности следует выделить государственную, муниципальную и так называемую общенародную собственность.

Государственная собственность рассматривается как собственность всех членов российского общества. При этом государственная собственность реализуются путем присвоения через отношения владения государственным аппаратом, олицетворяющим социально-экономические интересы всех без исключения слоев населения, профессиональных и социальных групп общества.

Муниципальная собственность — это отношения общего присвоения территориальной общиной населенного пункта имущества, природных объектов, финансовых активов. Этот вид собственности обладает следующими признаками:

  • — это общественная собственность населенного пункта;
  • — это материальная и финансовая основа местного хозяйства, самоуправления;
  • — это негосударственная собственность, принадлежащая населению соответствующих поселений, а не народу в целом или частному владельцу;
  • — от имени местной общины права на владение, пользование и распоряжение осуществляют избранные населением местные советы и их исполнительные органы;
  • — тесно связан с обеспечением социально-экономических потребностей населения данного территориального образования [2][3] .

Общенародная собственность предусматривает принадлежность общественного достояния каждому в отдельности и одновременно всем, при этом собственность народа выражается прямо (непосредственно).

Мировая практика свидетельствует о том, что приоритетным видом собственности, особенно в рамках формирования рыночной системы, является частная, выступающая в формах единичной, партнерской либо корпоративной частной собственности.

Единичная собственность складывается тогда, когда физическое или юридическое лицо единовластно реализует триаду полномочий собственника. Единичная форма собственности зачастую представлена простыми товаропроизводителями (семейное либо фермерское хозяйство) либо отдельными частными лицами с правом использования наемного труда.

  1. Партнерская собственность выступает объединяющим фактором для слияния капитала нескольких юридических или физических лиц для дальнейшего осуществления ими совместной предпринимательской деятельности (предприятия, образованные на основе паевых взносов учредителей).
  2. Корпоративная собственность возникает при формировании капитала предприятия путем продажи акций как титулов собственности.
  3. В настоящий момент актуальными являются также иные возможности реализации частной собственности, такие как венчурный бизнес, предпринимательские объединения и пр.
  4. К иным формам собственности, обозначенным Конституцией РФ и ГК РФ, но не обоснованным, можно отнести индивидуальную собственность, кооперативную собственность, собственность религиозных организаций, смешанные и иные формы собственности.

Следует отметить, что в таком случае речь фактически идет о выделении субъектного критерия собственности при выделении различных форм собственности. При этом независимо от субъекта права собственности все формы собственности в России равны, что закреплено сг. 212 ГК РФ.

  • Каждая функциональная форма собственности выражает прежде всего уровень зрелости общественного труда, свидетельствует о развитии общественных отношений в рамках права собственности.
  • Особое внимание в рамках заданной темы необходимо уделить коллективной собственности, выделяемой ранее законодательно наравне с государственной и частной формами собственности.
  • Под коллективной собственностью в цивилистике подразумевалась собственность, принадлежащая некоему коллективу и необходимая для его функционирования, это могло быть имущество коллективного предприятия, кооператива, арендного или акционерного предприятия, хозяйственного общества или объединения, политической партии, религиозной общины или организации и пр. [4]
  • В настоящее время данные формы собственности распределены между частной и иными формами, а коллективная форма собственности цивилистами не выделя-

ется. Конституция РФ и ГК РФ коллективную собственность как форму собственности также не предусматривают, а общая собственность, принадлежащая нескольким лицам, в качестве коллективной именоваться не должна, ибо это ведет к неправильной правовой оценке природы общей собственности.

Помимо традиционной для отечественной цивилистики классификации нрава собственности в зависимости от форм собственности и от субъектов права собственности возможна классификация по иным признакам.

  • 1. В зависимости от количества субъектов, имеющих право собственности на один и тот же объект, следует различать:
    • — индивидуальное право собственности;
    • — право общей собственности (ГК РФ, гл. 16).

    Фактически учет различий двух указанных видов права собственности имел место в практике законотворчества, начиная со времен римского права.

    В отечественной научной и учебной литературе право общей собственности не рассматривалось как имеющее признаки самостоятельного вида, а лишь констатировалось его наличие и давалась (как правило, очень подробная) характеристика [5] .

    Это можно объяснить тем, что в советском гражданском праве не допускалась общая собственность различных форм, а, следовательно, общая собственность выглядела как разновидность правового режима права собственности в пределах одной формы собственности.

    В условиях, когда упомянутые ограничения отпали, а принцип равенства всех форм собственности (субъектов права собственности) получил легальное закрепление, не стало никаких препятствий для классификации права собственности на индивидуальную и совместную (с множеством лиц).

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector