Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства, как истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Это следует из п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Но для того, чтобы определить окончание срока давности, надо понимать с какой даты вести отсчёт.
Для большинства административных правонарушений моментом, с которого начинает течь давностный срок, является день совершения правонарушения, но в некоторых случаях такой срок может начинаться с момента обнаружения факта административного нарушения.
О том, как правильно определить дату совершения административного правонарушения, в своей статье рассказывает эксперт «Что делать Консалт».
По общему правилу принято считать, что дата административного правонарушения – это тот момент, когда оно совершено. Но в ряде случаев применяют особый подход.
Например, бухгалтер несвоевременно сдал отчётность, или в ходе проверки выявлены нарушения трудового законодательства, или нарушены правила пожарной безопасности.
Можно привести ещё множество примеров, когда могут возникнуть сложности с определением даты совершения административного нарушения. Рассмотрим подробнее.
Формы административных правонарушений
Административное правонарушение может выражаться (ст. 4.5 КоАП РФ):
- в форме действия;
- в форме бездействия;
- систематическое неисполнения обязанностей – длящееся нарушение.
Если нарушение выражается в форме действия, то датой административного правонарушения является момент его совершения. Например:
Если административное правонарушение выражено в форме бездействия, то дата нарушения определяется днём, когда соответствующая обязанность должна была быть исполнена. Например:
- организация не исполнила предписание контролирующего органа (ст. 19.5 КоАП РФ). Дата нарушения – последний день исполнения предписания;
- бухгалтер не сдал отчётность (ст. 15.6 КоАП РФ). Дата нарушения – последний день сдачи отчётности;
- оператор не исполнил требование субъекта об уничтожении его персональных данных в течение 7 дней с момента требования (ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ). Дата нарушения – 7-й день с момента требования.
Длящееся правонарушение выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом для такого вида нарушений должен отсутствовать срок исполнения обязанностей. Если такой срок установлен, то нарушение будет считаться оконченным в указанную дату.
Согласно п. 2 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь со дня обнаружения правонарушения. Как правило, такие нарушения выявляются в ходе проверок контролирующих органов: прокуратура, ГИТ, Роспотребнадзор, пожарная инспекция, Роскомнадзор и др.
Например:
Основная проблематика определения даты совершения административного правонарушения заключается в том, что по ряду нарушений сложно определить, к какому именно виду относится то или иное нарушение. Разобраться в вопросе поможет анализ судебной практики.
СПС КонсультантПлюс предоставляет доступ к полной базе судебной практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции всех инстанций.
подробнее
Примеры нарушений в форме действия
Работодатель заключил трудовой договор с работником, но не включил в него обязательные условия по ст. 57 ТК РФ. Дата совершения административного правонарушения (ст. 5.27 КоАП) – момент заключения трудового договора.
Постановление Верховного Суда РФ от 01.11.2018 № 3-АД18-7.
В ходе проверки выявилось, что договоры с сотрудниками были заключены ненадлежащим образом. Работодателя привлекли к административной ответственности. При этом проверка была в 2016 году, а работники были приняты в 2014-м.
Срок давности привлечения к административной ответственности по данному основанию – 1 год. Работодатель оспорил штраф. Дата совершения административного правонарушения определяется моментом заключения трудовых договоров.
Срок давности истек, соответственно, оснований привлечения к административной ответственности уже не было.
https://www.youtube.com/watch?v=UFVV91zyddA\u0026pp=ygVt0KHQvtCx0YvRgtC40LUg0JDQtNC80LjQvdC40YHRgtGA0LDRgtC40LLQvdC-0LPQviDQn9GA0LDQstC-0L3QsNGA0YPRiNC10L3QuNGPINCa0L7QsNC_INCg0YQg0JIgMjAyMyDQk9C-0LTRgw%3D%3D
Продавец включил в договор с потребителем условия, ущемляющие права гражданина (ст. 14.8 КоАП РФ). Дата совершения административного правонарушения определяется моментом заключения договора.
Федеральный закон от 4 августа 2023 года № 425-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принят Государственной Думой 26 июля 2023 года
Одобрен Советом Федерации 28 июля 2023 года
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 18, ст. 1721; № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4295; 2003, № 27, ст. 2700, 2708, 2717; № 46, ст. 4434, 4440; № 50, ст. 4847; 2004, № 31, ст. 3229; № 34, ст. 3533; 2005, № 1, ст. 13, 40, 45; № 13, ст. 1077; № 19, ст. 1752; № 27, ст.
2719, 2721; № 30, ст. 3104, 3131; № 50, ст. 5247; 2006, № 1, ст. 4; № 6, ст. 636; № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 19, ст. 2066; № 31, ст. 3420, 3438; № 45, ст. 4641; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 25; № 7, ст. 840; № 16, ст. 1825; № 26, ст. 3089; № 30, ст. 3755; № 31, ст. 4007, 4008; № 41, ст. 4845; № 46, ст. 5553; 2008, № 20, ст. 2251, 2259; № 30, ст. 3604; № 49, ст.
5745; № 52, ст. 6227, 6235, 6236; 2009, № 1, ст. 17; № 7, ст. 777; № 23, ст. 2759, 2776; № 26, ст. 3120; № 29, ст. 3597, 3642; № 30, ст. 3739; № 45, ст. 5267; № 48, ст. 5711, 5724; № 52, ст. 6406, 6412; 2010, № 1, ст. 1; № 18, ст. 2145; № 19, ст. 2291; № 21, ст. 2525; № 23, ст. 2790; № 27, ст. 3416; № 30, ст. 4002, 4006, 4007; № 31, ст.
4158, 4164, 4193, 4206, 4207, 4208; № 41, ст. 5192; 2011, № 1, ст. 10, 23; № 7, ст. 901; № 15, ст. 2039; № 17, ст. 2310; № 19, ст. 2714, 2715; № 23, ст. 3260; № 27, ст. 3873, 3881; № 29, ст. 4290, 4298; № 30, ст. 4573, 4574, 4585, 4590, 4598, 4600, 4601, 4605; № 46, ст. 6406; № 47, ст. 6602; № 48, ст. 6728; № 49, ст. 7025, 7061; № 50, ст.
7342, 7345, 7346, 7351, 7355, 7362, 7366; 2012, № 6, ст. 621; № 10, ст. 1166; № 15, ст. 1724; № 18, ст. 2126, 2128; № 24, ст. 3068, 3069, 3082; № 25, ст. 3268; № 29, ст. 3996; № 31, ст. 4320, 4322, 4330; № 47, ст. 6402, 6403, 6404, 6405; № 49, ст. 6757; № 53, ст. 7577, 7602, 7641; 2013, № 14, ст. 1651, 1657, 1666; № 19, ст. 2319, 2323, 2325; № 26, ст.
3207, 3208, 3209; № 27, ст. 3454, 3469, 3470, 3477, 3478; № 30, ст. 4025, 4029, 4030, 4031, 4032, 4034, 4036, 4040, 4044, 4082; № 31, ст. 4191; № 43, ст. 5444, 5445, 5452; № 44, ст. 5624, 5643; № 48, ст. 6159, 6161, 6163, 6165; № 49, ст. 6327, 6343; № 51, ст. 6683, 6685, 6695, 6696; № 52, ст. 6948, 6961, 6980, 6986, 6999, 7002; 2014, № 6, ст. 557, 566; № 11, ст.
1096; № 14, ст. 1561, 1562; № 19, ст. 2302, 2306, 2310, 2317, 2324, 2326, 2327, 2335; № 26, ст. 3366, 3379, 3395; № 30, ст. 4211, 4214, 4218, 4228, 4256, 4259, 4264; № 42, ст. 5615; № 43, ст. 5799; № 48, ст. 6636, 6638, 6643, 6651; № 52, ст. 7545, 7548, 7550, 7557; 2015, № 1, ст. 35, 67, 74, 81, 83, 85; № 10, ст. 1405, 1416, 1427; № 13, ст. 1811; № 21, ст. 2981; № 24, ст.
3370; № 27, ст. 3945, 3950; № 29, ст. 4346, 4354, 4374, 4376, 4391; № 41, ст. 5629; № 44, ст. 6046; № 45, ст. 6205, 6208; № 48, ст. 6706, 6710, 6716; № 51, ст. 7249, 7250; 2016, № 1, ст. 11, 59, 63, 84; № 10, ст. 1323; № 11, ст. 1481, 1490, 1491; № 14, ст. 1907; № 15, ст. 2051; № 18, ст. 2509, 2514; № 23, ст. 3285; № 26, ст. 3871, 3874, 3876, 3877, 3884, 3887; № 27, ст.
4160, 4164, 4183, 4197, 4205, 4206, 4223, 4226, 4238, 4251, 4259, 4286, 4291, 4305; № 28, ст. 4558; № 50, ст. 6975; № 52, ст. 7489, 7508; 2017, № 1, ст. 12,31, 51; № 9, ст. 1278; № 11, ст. 1535; № 17, ст. 2450, 2456, 2457; № 18, ст. 2664; № 22, ст. 3069; № 23, ст. 3227; № 24, ст. 3487; № 30, ст. 4455; № 31, ст. 4738, 4785, 4812, 4814, 4815, 4816, 4827, 4828; № 45, ст.
6584; № 47, ст. 6844, 6851; № 50, ст. 7562; № 52, ст. 7919, 7937; 2018, № 1, ст. 21, 30, 35, 36, 48; № 7, ст. 973; № 18, ст. 2562; № 27, ст. 3937; № 30, ст. 4555; № 31, ст. 4825, 4826, 4828, 4851; № 32, ст. 5091; № 41, ст. 6187; № 42, ст. 6378; № 45, ст. 6832; № 47, ст. 7125, 7128; № 53, ст. 8436, 8439, 8447; 2019, № 6, ст. 465; № 10, ст. 893; № 12, ст.
1216, 1217, 1218, 1219; № 16, ст. 1820; № 18, ст. 2220; № 22, ст. 2670; № 25, ст. 3161; № 27, ст. 3536; № 29, ст. 3847; № 30, ст. 4118, 4119, 4120, 4121, 4122, 4131; № 42, ст. 5803; № 44, ст. 6178, 6182; № 49, ст. 6964; № 51, ст. 7493, 7494, 7495; № 52, ст. 7811, 7819; 2020, № 14, ст. 2002, 2019, 2020, 2029; № 17, ст. 2710; № 26, ст. 4001; № 30, ст. 4744; № 31, ст.
5037; № 42, ст. 6526; № 50, ст. 8065; 2021, № 1, ст. 50, 51, 52, 60, 70; № 9, ст. 1461, 1466, 1471; № 11, ст. 1701, 1702; № 13, ст. 2141; № 15, ст. 2425, 2431; № 17, ст. 2884; № 18, ст. 3046; № 22, ст. 3676; № 24, ст. 4180, 4218, 4219, 4221, 4222, 4223, 4224; № 27, ст. 5060, 5111; № 52, ст. 8978, 8986; 2022, № 1, ст. 3, 37, 49; № 5, ст. 676; № 8, ст. 1032; № 10, ст.
1388, 1398, 1399; № 13, ст. 1959; № 16, ст. 2595, 2605; № 22, ст. 3534; № 24, ст. 3921; № 29, ст. 5224, 5226, 5254, 5257, 5258; № 39, ст. 6534; № 43, ст. 7273; № 48, ст. 8331; № 50, ст. 8773; № 52, ст. 9348, 9360, 9364; 2023, № 1, ст. 69, 72; № 8, ст. 1210; № 10, ст. 1571; № 14, ст. 2380; № 16, ст. 2754, 2759; № 18, ст. 3228, 3229, 3252; № 25, ст. 4407, 4419, 4422; № 26, ст.
4673, 4682, 4685; Российская газета, 2023, 18 июля; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2023, 24 июля, № 0001202307240033, 0001202307240043) следующие изменения:
1) абзац первый части 1 статьи 3.5 после слов «частями 1 — 6 статьи 12.211,» дополнить словами «статьей 12.215,»;
2) часть 1 статьи 4.5 после слов «статьями 20.31, 20.32 настоящего Кодекса),» дополнить словами «об исполнении административного наказания (в части административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса),»;
- 3) в статье 12.211:
- а) абзац первый части 1 после слов «разрешении, на величину не более 10 сантиметров» дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.215 настоящего Кодекса,»;
- б) абзац первый части 2 после слов «без специального разрешения» дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.215 настоящего Кодекса,»;
- в) абзац первый части 3 после слов «без специального разрешения» дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 12.215 настоящего Кодекса,»;
- г) абзац первый части 4 после слов «не более 20 процентов» дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.215 настоящего Кодекса,»;
- д) абзац первый части 5 после слов «не более 50 процентов» дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 12.215 настоящего Кодекса,»;
- е) абзац первый части 6 после слов «специальном разрешении, на величину более 50 процентов» дополнить словами «, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 12.215 настоящего Кодекса,»;
- 4) дополнить статьей 12.215 следующего содержания:
«Статья 12.215. Нарушение водителем правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику
- 1. Управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров —
- влечет наложение административного штрафа на водителя в размере ста тысяч рублей.
- 2. Управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 10, но не более 20 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 10, но не более 20 процентов —
- влечет наложение административного штрафа на водителя в размере двухсот тысяч рублей.
- 3. Управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 20, но не более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 20, но не более 50 процентов —
- влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трехсот тысяч рублей.
- 4. Управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов —
- влечет наложение административного штрафа на водителя в размере четырехсот тысяч рублей.»;
5) в абзаце первом части 6 статьи 12.311 слова «11.23 и 12.211» заменить словами «11.23, 12.211 и 12.215»;
6) в статье 23.1:
а) в части 1 слова «статьями 20.25 — 20.
35″ заменить словами «частью 1 (за исключением случаев неуплаты административного штрафа, назначенного за административное правонарушение, предусмотренное статьей 11.23, 11.26, 11.27 или 11.
29 либо главой 12 настоящего Кодекса, совершенное на транспортном средстве, зарегистрированном в иностранном государстве), частями 2-5 статьи 20.25, статьями 20.26 — 20.35″;
б) часть 2 после слов «статьей 20.21» дополнить словами «, частью 1 статьи 20.25 (в части неуплаты административного штрафа, назначенного за административное правонарушение, предусмотренное статьей 11.23, 11.26, 11.27 или 11.
29 либо главой 12 настоящего Кодекса, совершенное на транспортном средстве, зарегистрированном в иностранном государстве)»;
7) в статье 23.3:
а) часть 1 после слов «статьей 20.24» дополнить словами «, частью 1 статьи 20.25 (в части неуплаты административного штрафа, назначенного за административное правонарушение, предусмотренное главой 12 настоящего Кодекса, совершенное на транспортном средстве, зарегистрированном в иностранном государстве)»;
б) в части 2:
пункт 5 после слов «предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования)» дополнить словами «, частью 1 статьи 20.25 (в части неуплаты административного штрафа, назначенного за административное правонарушение, предусмотренное главой 12 настоящего Кодекса, совершенное на транспортном средстве, зарегистрированном в иностранном государстве)»;
пункт 6 после цифр «12.37» дополнить словами «, частью 1 статьи 20.25 (в части неуплаты административного штрафа, назначенного за административное правонарушение, предусмотренное главой 12 настоящего Кодекса, совершенное на транспортном средстве, зарегистрированном в иностранном государстве)»;
8) в статье 23.36:
а) в части 1 цифры «12.211 — 12.214» заменить цифрами «12.211 — 12.215», после слов «(за исключением государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях)» дополнить словами «, частью 1 статьи 20.
25 (в части неуплаты административного штрафа, назначенного за административное правонарушение, предусмотренное статьей 11.23, 11.26, 11.27 или 11.
29 либо главой 12 настоящего Кодекса, совершенное на транспортном средстве, зарегистрированном в иностранном государстве)»;
б) в пункте 1 части 2 цифры «12.211 — 12.214» заменить цифрами «12.211 — 12.215», после цифр «14.462» дополнить словами «, частью 1 статьи 20.
25 (в части неуплаты административного штрафа, назначенного за административное правонарушение, предусмотренное статьей 11.23, 11.26, 11.27 или 11.
29 либо главой 12 настоящего Кодекса, совершенное на транспортном средстве, зарегистрированном в иностранном государстве)»;
9) в части 1 статьи 27.13 слова «частью 1 статьи 12.212, статьей 12.26, » заменить словами «частью 1 статьи 12.212, статьями 12.215, 12.26,», слова «частью 1, 2, 3, 4, 5 или 6 статьи 12.211 или частью 1 статьи 12.212» заменить словами «частями 1 — 6 статьи 12.211, частью 1 статьи 12.
212 или статьей 12.215″, третье предложение исключить, слова «12.9, частями 6 и 7 статьи 12.16, статьей 12.213» заменить словами «частью 1 статьи 20.25 (в части неуплаты административного штрафа, назначенного за административное правонарушение, предусмотренное статьей 11.23, 11.26, 11.27 или 11.
29 либо главой 12 настоящего Кодекса, совершенное на транспортном средстве, зарегистрированном в иностранном государстве)», дополнить предложением следующего содержания: «В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.
25 (в части неуплаты административного штрафа, назначенного за административное правонарушение, предусмотренное статьей 11.23, 11.26, 11.27 или 11.
29 либо главой 12 настоящего Кодекса, совершенное на транспортном средстве, зарегистрированном в иностранном государстве) настоящего Кодекса, задержание транспортного средства применяется до уплаты административного штрафа.»;
10) в части 12 статьи 29.5 слова «20.2 и 20.22» заменить словами «20.2, 20.22 и частью 1 статьи 20.25 (в части неуплаты административного штрафа, назначенного за административное правонарушение, предусмотренное статьей 11.23, 11.26, 11.27 или 11.
29 либо главой 12 настоящего Кодекса, совершенное на транспортном средстве, зарегистрированном в иностранном государстве)»;
- 11) в статье 31.1:
- а) пункт 1 дополнить словами «, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей статьи»;
- б) дополнить пунктом 4 следующего содержания:
«4) со дня вынесения постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 11.23, 11.26, 11.27 или 11.29 либо главой 12 настоящего Кодекса, в случае его совершения с использованием транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве.»;
12) в части 3 статьи 31.5 слова «статьями 11.26, 11.29, 12.9, частями 6 и 7 статьи 12.16, статьями 12.213, 12.214 настоящего Кодекса, в случае совершения данных административных правонарушений с использованием транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам» заменить словами «статьями 11.23, 11.26, 11.27, 11.
29 или главой 12 настоящего Кодекса, совершенных на транспортном средстве, зарегистрированном в иностранном государстве, либо частью 1 статьи 20.25 (в части неуплаты административного штрафа, назначенного за административное правонарушение, предусмотренное статьей 11.23, 11.26, 11.27 или 11.
29 либо главой 12 настоящего Кодекса, совершенное на транспортном средстве, зарегистрированном в иностранном государстве) настоящего Кодекса»;
13) часть 12 статьи 32.2 изложить в следующей редакции:
«12. Административный штраф, назначенный за административное правонарушение, предусмотренное статьей 11.23, 11.26, 11.27 или 11.29, либо главой 12 настоящего Кодекса, совершенное на транспортном средстве, зарегистрированном в иностранном государстве, либо частью 1 статьи 20.
25 (в части неуплаты административного штрафа, назначенного за административное правонарушение, предусмотренное статьей 11.23, 11.26, 11.27 или 11.
29 либо главой 12 настоящего Кодекса, совершенное на транспортном средстве, зарегистрированном в иностранном государстве) настоящего Кодекса, должен быть уплачен до выезда указанного транспортного средства с территории Российской Федерации, но не позднее срока, указанного в части 1 настоящей статьи.».
Президент Российской Федерации В. Путин
Новый подход к сроку давности административной ответственности в КоАП с 2023 года
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Частью 1 ст. 4.5 КоАП долгое время было установлено, что по общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения. А если рассматривает судья — по истечении 3 месяцев.
При этом течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока (ч. 1 ст. 4.8 КоАП).
Постановлением от 17.05.2022 № 19-П КС ч. 1 ст. 4.5 КоАП признал не соответствующей Конституции.
Он указал, что неопределенность ее содержания порождает неоднозначное решение вопроса о дне, начиная с которого должен исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности за совершение перечисленных в ней правонарушений.
Тем самым она допускает произвольное определение в качестве такого дня как дня совершения административного правонарушения, так и дня, следующего за ним.
Новое правило в КОАП
25 апреля 2023 года вступил в силу закон от 14.04.2023 № 122-ФЗ с изменениями в ст. 4.5 и 4.8 КоАП.
Он дополнил ст. 4.5 положением, согласно которому срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется именно со дня совершения административного правонарушения.
Для обеспечения принципа равенства перед законом, а также уточнения момента окончания течения срока давности привлечения к административной ответственности также предусмотрели, что:
- постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 60 календарных дней со дня совершения административного правонарушения;
- по делу об административке, рассматриваемому судьей, — по истечении 90 календарных дней.
Данный подход означает, что при исчислении срока давности привлечения к административной ответственности 1 месяц равен 30 календарным дням. Следовательно, срок давности, выраженный годами, исчисляется путем умножения количества месяцев на 30 календарных дней.
Таким образом, общие 2-месячный и 3-месячный сроки заменили на календарные дни — 60 и 90 соответственно.
Введён запрет: если срок давности заканчивается в нерабочий день, последний день срока не сдвигается. Иначе это ухудшает правовое положение заявителя.
Новый подход не касается длящихся правонарушений: о ним сроки давности по-прежнему отсчитывают со дня обнаружения.
Кроме того, внесены встречные изменения в ст. 4.8 КоАП: это исключения из общих правил о начале течения сроков, определенных периодом, и касаемо окончания течения срока в днях.
Административная ответственность по новым правилам
Федеральным законом от 14.07.
2022 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»» в законодательство внесен ряд важных изменений, касающихся порядка привлечения к административной ответственности. Рассмотрим суть этих изменений — какие возможности и правовые риски создали новеллы правового регулирования для природопользователей.
Летом 2022 г. произошел ряд значимых изменений в вопросах привлечения природопользователей к административной ответственности.
Они коснулись нескольких блоков регулирования: возбуждения дела об административном правонарушении, состава участников производства по делу об административном правонарушении, назначения и исполнения наказания. Рассмотрим содержание изменений, особенности и риски подробнее.
Возбуждение дела об административном правонарушении
Теперь должностное лицо, которое выявило признаки правонарушения в ходе контрольно-надзорных мероприятий, не может быть одновременно должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении (ч. 8 ст. 22.2 КоАП РФ[1]).
Единственное исключение — правонарушения, выявленные автоматическими средствами (ст. 28.6 КоАП РФ). Это исключение будет действовать для составов, предусматривающих наказание за выброс мусора из транспортных средств (чч. 3.1–3.4 ст. 8.2 КоАП РФ).
Вопрос компетентного органа всегда был одним из ключевых при привлечении к ответственности. Теперь также важно уточнять, выявило ли лицо факт правонарушения в ходе контрольно-надзорных мероприятий. Запрет привлечения к ответственности одним и тем же лицом создает основу для более объективного рассмотрения дела.
Если административное правонарушение состоит в нарушении обязательных требований, оценка соблюдения которых происходит в рамках государственного контроля (надзора), то дело может быть возбуждено только после проведения контрольно-надзорного мероприятия, предполагающего взаимодействие с контролируемым лицом (ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ).
Поводом к возбуждению дела в данном случае, согласно ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ, может быть:
- • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
- • поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- • сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Обратите внимание
ВС: Водитель может вернуть права, если не указано, какой знак нарушен
Водитель не может быть наказан за административное правонарушение, если в протоколе не указано, предписания какого дорожного знака он нарушил, указал Верховный суд РФ. Он также отметил, что при расхождении данных в этом документе с обстоятельствами, установленными в ходе судебных процессов, все сомнения трактуются в пользу автолюбителя.
Ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту привлекаемого к ответственности и лишить водителя объективно возражать и представлять доказательства по существу вменяемого правонарушения, поясняет высшая инстанция свою позицию.
Суть дела
До Верховного суда РФ с жалобой дошла жительница Башкирии, признанная виновной в нарушении правил дорожного движения, которые привели к причинению легкого вреда здоровью потерпевшего (часть 1 статьи 12.24 КоАП РФ).
Согласно материалам дела, в городе Стерлитамак произошло столкновение двух автомобилей, в результате которого пассажирка одного из них получила легкий вред здоровью.
В аварии признали виновной автора жалобы в ВС РФ. Инспектор ГИБДД установил, что женщина в нарушение требований пункта 8.
4 Правил дорожного движения при перестроении в левый ряд не уступила дорогу и совершила столкновение с другим автомобилем.
Судья Стерлитамакского городского суда пришёл к выводу, что водитель не справилась с управлением транспортным средством и допустила наезд на бордюрный камень, также суд указал на нарушение автовладелицей пункта 9.4 ПДД, что и привело к травме пассажира.
Последующие судебные инстанции приняли во внимание заключение эксперта и установили факт нарушения водителем требований дорожного знака 1.20.1 «Сужение дороги» и пункта 10.1 ПДД, а также причинно-следственную связь между этим нарушением и причинением пассажиру легкого вреда здоровью.
Сначала автовладелицу оштрафовали на 2,5 тысячи рублей, а при повторном процессе уже лишили права управления транспортными средствами сроком на 1 год. Впоследствии Верховный суд Башкирии отменил и это решение, вернувшись к наказанию в виде штрафа. Однако водитель не удовлетворилась смягчением наказания и пожаловалась в высшую инстанцию.
Верховный суд РФ посчитал, что состоявшиеся по делу судебные акты законными признать нельзя.
Позиция ВС
Статьей 24.
1 Кодекса об административных правонарушениях установлено, что задачами производства являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, напоминает ВС РФ. В обоснование вывода о виновности водителя в обжалуемых актах указано, что факт совершения правонарушения подтверждается, в том числе, протоколом, указывает он. Действительно, статья 26.1 КоАП относит протокол об административном правонарушении к числу доказательств по административным делам.
При этом часть 2 статьи 28.2 КоАП регламентирует сведения, которые должны быть указаны в этом документе, в том числе в нем должно быть отражено событие административного правонарушения, напоминает ВС РФ. Также закон обязывает выяснять и доказывать все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, говорится в постановлении.
Между тем протокол по спорному делу содержит описание события административного правонарушения, не совпадающее с установленным судебными инстанциями, поясняет высшая инстанция.
В протоколе водителю вменяется нарушение пункта 8.4 ПДД, однако сведений о нарушении еще и требований дорожного знака 1.20.1 «Сужение дороги» и пунктов 9.4, 10.1 ПДД, что, по мнению судебных инстанций, повлекло причинение пассажиру легкого вреда здоровью, этот документ не содержит.
Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, отмечает ВС РФ.
В силу положений статьи 28.2 КоАП тому, кого привлекают к административной ответственности, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, существу вмененного административного правонарушения, напоминает он.
«Исходя из смысла и содержания данной нормы лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.
2 КоАП к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения», — подчеркивает суд.
Судебные инстанции между тем проигнорировали это нарушение, так же как и не обратили внимание на то, что в процессе они установили обстоятельства, отличающиеся от описанных в протоколе.
В такой ситуации суды должны были вернуть протокол в ГИБДД для устранения недостатков, указано в решении.
Поскольку положения частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП гарантируют, что к административной ответственности можно привлечь только за те правонарушения, в отношении которых установлена вина нарушителя, а все неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого, то водителя нельзя наказывать при расхождении данных в протоколе и установленных в судах.
Кроме того, согласно пункту 4 части 2 статьи 30.
17 КоАП по результатам рассмотрения жалобы на вступившее в законную силу постановление выносится решение о его отмене и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено решение, напоминает ВС РФ.
В связи с этим высшая инстанция отменила все состоявшиеся по делу решения, а производство по делу прекратила в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановления.
Мнение эксперта
Многие тезисы, изложенные в решении, заслуживают внимания и могут быть использованы водителями, оказавшимися в схожей ситуации, и должны учитываться нижестоящими судами при рассмотрении подобных споров, отмечает член Ассоциации юристов России, заместитель председателя общества защиты автомобилистов «ОСА» Алексей Румянцев.
«Верховный суд неоднократно указывал о недопустимости подобных нарушений при оформлении административного материала. Сотрудники ГИБДД часто игнорируют это требование, не утруждая себя расписывать в административном протоколе событие вменяемого нарушения, что, в свою очередь, порой затрудняет суду возможность правильно квалифицировать деяние, совершенное водителем», — подчеркивает эксперт.
Учитывая, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица, то производство по таким делам обоснованно прекращается, указывает Румянцев.
Однако, по его словам, исходя из практики, суды на местах часто игнорируют правовую позицию своих старших коллег, вынося решения, которые в итоге приводят к таким результатам.
«Что же касается самого водителя, то в данном случае, по моему мнению, ряд процессуальных нарушений, допущенных судом первой инстанции при рассмотрении дела, позволил ей уйти от ответственности. Если не касаться нарушения пунктов 9.4, 10.1 ПДД РФ, а принимая во внимание доказанный факт вменяемого нарушения пункта 8.
4 ПДД РФ, состоящего в причинной связи с наступившими последствиями (причинение вреда здоровью пассажира), к тому же которое водителем не оспаривалось, то, с учетом всех обстоятельств, суд верно квалифицировал действия водителя по статье 12.24 КоАП РФ и назначил наказание в виде штрафа.
То, что водитель избежал штрафа, не освободит его от материальной ответственности перед потерпевшим за причинение морального вреда и вреда здоровью», — полагает член АЮР.
Алиса Фокс
Федеральный закон от 17.02.2023 г. № 32-ФЗ
Российская федерация
Федеральный закон
О внесении изменений в кодекс российской федерации об административных правонарушениях
- Принят Государственной Думой 8 февраля 2023 года
- Одобрен Советом Федерации 15 февраля 2023 года
- Статья 1
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст.
1; 2007, № 26, ст. 3089; 2008, № 20, ст. 2259; № 52, ст. 6235, 6236; 2009, № 29, ст. 3597; 2010, № 1, ст. 1; № 19, ст. 2291; № 30, ст. 4007; № 31, ст. 4193; 2011, № 1, ст. 23; № 19, ст. 2714; № 46, ст. 6406; № 47, ст. 6602; № 50, ст. 7362; 2012, № 24, ст. 3082; № 31, ст. 4320; № 47, ст. 6403, 6404, 6405; № 53, ст. 7602; 2013, № 14, ст. 1666; № 19, ст.
2323; № 26, ст. 3207, 3208, 3209; № 27, ст. 3469, 3477; № 30, ст. 4025, 4029, 4031, 4033, 4040; № 31, ст. 4191; № 43, ст. 5444; № 44, ст. 5624, 5643; № 48, ст. 6163; № 49, ст. 6343; № 51, ст. 6683, 6696; № 52, ст. 6961; 2014, № 6, ст. 557, 566; № 11, ст. 1096; № 19, ст. 2302, 2317, 2335; № 26, ст. 3366; № 30, ст.
4211, 4214, 4218, 4256, 4259, 4264; № 42, ст. 5615; № 43, ст. 5799; № 48, ст. 6636, 6638, 6643, 6651; № 52, ст. 7548; 2015, № 1, ст. 35, 83, 84, 85; № 10, ст. 1405, 1416; № 21, ст. 2981; № 27, ст. 3950, 3966; № 29, ст. 4354, 4374, 4391; № 45, ст. 6208; № 48, ст. 6710, 6716; № 51, ст. 7249; 2016, № 1, ст. 59, 63, 84; № 10, ст. 1323; № 11, ст.
1481, 1490; № 26, ст. 3871, 3877; № 27, ст. 4164, 4206, 4223, 4259; № 50, ст. 6975; 2017, № 1, ст. 12, 31; № 11, ст. 1535; № 17, ст. 2456; № 18, ст. 2664; № 23, ст. 3227; № 31, ст. 4814, 4816; № 47, ст. 6851; № 52, ст. 7937; 2018, № 1, ст. 21, 30, 35; № 7, ст. 973; № 27, ст. 3938; № 31, ст. 4825, 4826, 4828; № 41, ст. 6187; № 45, ст. 6832; № 47, ст.
7128; № 53, ст. 8447; 2019, № 12, ст. 1216, 1217, 1218, 1219; № 16, ст. 1820; № 18, ст. 2220; № 22, ст. 2670; № 25, ст. 3161; № 27, ст. 3536; № 29, ст. 3847; № 30, ст. 4119, 4120, 4121; № 44, ст. 6178; № 49, ст. 6964; № 51, ст. 7494, 7495; № 52, ст. 7811, 7819; 2020, № 14, ст. 2019, 2029; № 30, ст. 4744; № 31, ст. 5037; № 42, ст. 6526; № 50, ст.
8065; 2021, № 1, ст. 50, 51, 52, 55; № 9, ст. 1461, 1466, 1471; № 11, ст. 1701, 1702; № 13, ст. 2141; № 15, ст. 2425, 2431; № 18, ст. 3046; № 24, ст. 4218, 4221, 4223, 4224; № 27, ст. 5060, 5111; № 52, ст. 8978; 2022, № 1, ст. 49; № 5, ст. 676; № 8, ст. 1032; № 10, ст. 1399; № 16, ст. 2595; № 22, ст. 3534; № 29, ст. 5224, 5226, 5254; № 43, ст.
7273; № 48, ст. 8331; № 50, ст. 8773; № 52, ст. 9348, 9364; 2023, № 1, ст. 69, 72) следующие изменения:
1) в абзаце первом части 1 статьи 3.5 слова «частью 2 статьи 13.46, статьями 14.172, 14.531» заменить словами «частью 1 статьи 13.401, частью 2 статьи 13.46, частями 11 — 13 статьи 14.3, статьями 14.172, 14.531», слова «частями 1 и 2 статьи 13.41, частью 1 статьи 13.
49, частями 7 — 10 статьи 14.3″ заменить словами «частью 2 статьи 13.401, частями 1 и 2 статьи 13.41, частью 1 статьи 13.49, частями 7 — 10, 14 статьи 14.3», слова «частью 4 статьи 13.43, статьями 14.11-1, 14.12, частями 1 и 2 статьи 14.13» заменить словами «частью 1 статьи 13.
401, частью 4 статьи 13.43, статьями 14.11-1, 14.12, частями 1 и 2 статьи 14.13, частями 11 — 13 статьи 14.3″, слова «частью 2 статьи 13.42, частью 2 статьи 13.421, статьями 14.152, 14.153» заменить словами «частью 2 статьи 13.401, частью 2 статьи 13.42, частью 2 статьи 13.
421, частью 14 статьи 14.3, статьями 14.152, 14.153″;
2) дополнить статьей 13.401 следующего содержания:
«Статья 13.401. Неисполнение обязанностей владельцем информационного ресурса, объем аудитории которого подлежит исследованию
- 1. Неисполнение владельцем информационного ресурса, объем аудитории которого подлежит исследованию, обязанностей по установке используемой уполномоченной организацией по исследованию объема аудитории программы для электронных вычислительных машин, предназначенной для исследования объема аудитории, и (или) предоставлению уполномоченной организации по исследованию объема аудитории данных, необходимых и достаточных для проведения исследования, либо несоблюдение владельцем указанного информационного ресурса порядка предоставления уполномоченной организации по исследованию объема аудитории данных для проведения такого исследования —
- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
- 2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —
- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.»;
- 3) в статье 14.3:
- а) в абзаце первом части 1 слова «частями 2 — 10» заменить словами «частями 2 — 14»;
- б) дополнить частями 11 — 14 следующего содержания:
- «11. Неисполнение рекламораспространителем или оператором рекламной системы обязанности по направлению оператору социальной рекламы сведений об объемах, о способах, формах и средствах распространения рекламы на принадлежащих рекламораспространителю информационных ресурсах и (или) прогнозных значений объемов распространения социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо направление таких сведений и (или) прогнозных значений с несоблюдением установленных требований к ним, а также к срокам и порядку их представления —
- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
- 12. Неисполнение рекламораспространителем или оператором рекламной системы обязанности по заключению с оператором социальной рекламы договора на распространение социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», или по распространению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» без взимания платы социальной рекламы, предоставляемой для распространения оператором социальной рекламы, на основании указанного договора, заключаемого с оператором социальной рекламы, или по недопущению любых форм ограничений в отношении оператора социальной рекламы при распространении социальной рекламы в соответствии с требованиями законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных указанным договором, заключаемым с оператором социальной рекламы, —
- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
- 13. Неисполнение рекламораспространителем обязанности по уведомлению оператора социальной рекламы о предоставлении оператору рекламной системы на основании договора на распространение социальной рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» возможности распространять рекламу на принадлежащем такому рекламораспространителю информационном ресурсе —
- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
- 14. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 11, 12 или 13 настоящей статьи, —
- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.»;
4) часть 1 статьи 23.44 после слов «частями 1, 2 и 3 статьи 13.40,» дополнить словами «статьей 13.401,».
- Статья 2
- Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Президент Российской Федерации В.Путин
- Москва, Кремль
- 17 февраля 2023 года
- № 32-ФЗ