Подписан закон о создании государственной информационной системы «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере»
Федеральный закон от 10.07.2023 N 293-ФЗ»О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»
Указанная система является федеральной государственной информационной системой, создаваемой в целях, в том числе: автоматизации процессов предоставления мер социальной защиты (поддержки); обеспечения граждан, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), информацией о мерах социальной защиты (поддержки).
Определены, в том числе: перечень информации, которую содержит данная система; участники информационного взаимодействия; оператор системы (Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации); поставщики информации.
Закон вступает в силу с 1 января 2024 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Со дня вступления в силу настоящего Закона ЕГИССО признается подсистемой государственной информационной системы «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере», структура которой определяется положением об указанной системе, утверждаемым Правительством.
Подписан закон о программе формирования долгосрочных сбережений граждан
Федеральный закон от 10.07.2023 N 299-ФЗ»О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Договор долгосрочных сбережений представляет собой соглашение между негосударственным пенсионным фондом и гражданином, в соответствии с которым гражданин обязуется уплачивать сберегательные взносы в фонд, а фонд обязуется осуществлять выплаты при наступлении оснований для назначения таких выплат.
Формироваться сбережения будут в том числе за счет взносов, маткапитала, дополнительного софинансирования со стороны государства, дохода от инвестирования этих средств.
Право на получение периодической выплаты по договору долгосрочных сбережений может быть реализовано при наличии хотя бы одного из следующих условий: достижение возраста 60 лет (для мужчин) или 55 лет (для женщин); истечение 15 лет с наиболее ранней даты заключения договора.
Установлены в числе прочего порядок назначения и осуществления выплат по договорам долгосрочных сбережений, требования к фонду, осуществляющему деятельность по формированию долгосрочных сбережений, порядок государственной поддержки их формирования. Предусматривается, что на средства, формируемые гражданами по договорам долгосрочных сбережений, распространяется система гарантирования прав участников пенсионных программ.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Установлены дополнительные социальные гарантии лицам, исполняющим обязанности (выполняющим работы), связанные с фортификационным оборудованием рубежей на приграничных территориях
Указ Президента РФ от 14.07.2023 N 518″О дополнительных социальных гарантиях лицам, выполняющим работы на территориях отдельных субъектов Российской Федерации, и членам их семей»
В случае гибели или смерти вследствие увечья при обстрелах, взрывах и разрушениях криминогенного характера близким родственникам умершего будет единовременно в равных долях выплачено 5 млн руб. В случае увечья выплата составит 3 млн руб.
- Данные выплаты не учитываются при определении права на получение иных мер социальной поддержки.
- Указ вступает в силу со дня подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 г.
- Актуализировано наименование организаций федеральной почтовой связи, занимающихся доставкой страховых пенсий
Постановление Правительства РФ от 14.07.2023 N 1150″О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 г. N 587″
Прокурор разъясняет — Прокуратура Краснодарского края
Установлены особенности реализации права на пенсионное и дополнительное социальное обеспечение на новых территориях
С 1 марта 2023 года вступает в силу Федеральный закон от 17.02.2023 № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан».
Настоящим Законом устанавливаются особенности реализации права на пенсионное и дополнительное социальное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 30 сентября 2022 года
на новых территориях или постоянно проживавших на указанных территориях в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года включительно, либо с 24 февраля 2022 года по 29 сентября 2022 года и выехавших за их пределы в Российскую Федерацию.
Согласно закону, с 1 марта 2023 года пенсионное обеспечение указанных граждан осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом гражданам, которым пенсии и (или) ежемесячные пенсионные выплаты установлены и выплачиваются в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях новых регионов, предоставляется право обратиться с заявлением о перерасчете размера пенсии или ежемесячной пенсионной выплаты при возникновении права на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Документы, составленные на украинском языке, будут приниматься без перевода.
Федеральным законом предусматривается, что страховой (трудовой) стаж и среднемесячная заработная плата (доход) за периоды, имевшие место на вновь присоединенных территориях, подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а при невозможности такого подтверждения — устанавливаются решением межведомственной комиссии, которая создается высшим должностным лицом каждого из указанных субъектов Российской Федерации.
Прямая ссылка на материал
Поделиться
С 1 марта 2023 года вступает в силу Федеральный закон от 17.02.2023 № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан».
Настоящим Законом устанавливаются особенности реализации права на пенсионное и дополнительное социальное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 30 сентября 2022 года
на новых территориях или постоянно проживавших на указанных территориях в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года включительно, либо с 24 февраля 2022 года по 29 сентября 2022 года и выехавших за их пределы в Российскую Федерацию.
Согласно закону, с 1 марта 2023 года пенсионное обеспечение указанных граждан осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом гражданам, которым пенсии и (или) ежемесячные пенсионные выплаты установлены и выплачиваются в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях новых регионов, предоставляется право обратиться с заявлением о перерасчете размера пенсии или ежемесячной пенсионной выплаты при возникновении права на пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Документы, составленные на украинском языке, будут приниматься без перевода.
Федеральным законом предусматривается, что страховой (трудовой) стаж и среднемесячная заработная плата (доход) за периоды, имевшие место на вновь присоединенных территориях, подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а при невозможности такого подтверждения — устанавливаются решением межведомственной комиссии, которая создается высшим должностным лицом каждого из указанных субъектов Российской Федерации.
Проблемы кодификации права социального обеспечения в России
В последние годы российская законодательная база активно росла и расширялась, что многие специалисты связывают с рядом как политических, так и экономических, а также техногенных процессов.
Законодатель, конечно, стремится как можно чаще обновлять, совершенствовать нормативную базу, обнародовать большое количество актов, которые упростили бы жизнь общества и свели количество споров и коллизий к минимуму.
Тем не менее, основательно и окончательно избавиться от пробелов и несостыковок достаточно сложно, ведь каждый новый принятый акт хоть и устраняет очередную проблему, но нередко тут же создаёт новую.
Российское законодательство в сфере социальной защиты населения представляет собой крайне объемную нормативную базу, которая охватывает внушительные массивы норм, направленных на регулирование мер по охране труда и здоровья людей, установление пенсий, гарантирование минимума оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пособий и различных гарантий социальной защиты.
«Нормативного материала много, он грамотно написан, охватывает все аспекты общественной жизни. Помимо сочетания различных систем, особенностью социального обеспечения России является порядок, регулируемый огромным массивом правовых актов, среди которых большое количество не только законов, но и подзаконных нормативных актов». [1]
Таким образом, в связи с вышеизложенным, довольно актуальной темой для обсуждения в рамках сегодняшней российской правовой действительности, вероятно, является кодифицированный акт о праве на социальное обеспечение.
Специалисты, которые поднимают вопрос о создании кодифицированного акта, делают акцент на том, что основная сложность заключается в перегруженности сферы социального обеспечения нормативными актами.
Это связано с тем, что основные общественные отношения регулируются федеральными законами, количество законодательных и ведомственных актов не уменьшается, отрасль бессистемна и нередко становится сложной для внедрения, изучения и понимания.
В результате среднестатистический гражданин без специальных знаний не сможет чего-то понять и в чём-то разобраться.
Решение этой проблемы поможет, по мнению некоторых специалистов, устранить ошибки, пробелы и коллизии в законодательстве, что сделает процесс применения норм более эффективным и удобным.
Наличие этих насущных проблем, безусловно, формирует вопрос о проведении соответствующих реформ.
Не лишним будет напомнить также о том, что существуют различные виды и методы систематизации российского законодательства, выдвинутые учеными. Соответственно, существуют и различные варианты урегулирования изучаемой проблемы.
Итак, выделяют три типа систематизации: инкорпорация, консолидация и кодификация.
«Инкорпорация – это объединение действующих актов в единый сборник без изменения их. Объединение происходит по хронологическому, тематическому основанию, по органу, издавшему акты. Но, при таком способе идет только внешняя обработка законодательного акта. Для того чтобы акт действовал продолжительное количество времени, следует выбирать более тщательную классификацию данных.
Консолидация – это способ систематизации, состоящий из объединения разных, но тематически единых законодательных актов в один акт.
Кодификация – это способ систематизации, при котором имеет место как внутренняя, так и внешняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта». [2]
Предпочтительной формой систематизации, по мнению многих специалистов, является кодификация. Обсуждается необходимость разработки кодекса, нормы которого смогли бы всесторонне, единообразно и непосредственно регулировать определенную сферу общественных отношений.
Отмечается, что подобный кодекс закрепил бы нормы основных институтов, придал значение правовой целостности законодательства, а также определенную степень полноты развития права социального обеспечения, укрепил бы его стабильность, самостоятельность, неоспоримость существования отрасли.
Предпринимаются попытки разработать проект Кодекса социального обеспечения, но их реализация связана с очень большим объемом работы, отсутствием политической инициативы в решении проблемы качества и эффективности законодательства, долгосрочной перспективой с учетом практики кодификации отрасли. [3]
И всё же, разработка проекта кодифицированного акта, да и в целом какие-либо действия в этом направлении, помимо прочего, носят творческий характер, являются показателем заинтересованности, профессионализма и обеспокоенности за состояние и развитие социальной сферы. Иначе говоря, сам факт обсуждения указанной проблемы уже говорит о том, что она актуальна и требует внимания.
Как уже было сказано, существуют различные подходы к разрешению нашего вопроса:
«Советские ученые полагали, что кодификация позволит объединить распыленное законодательство, устранить недочеты, улучшить обеспечение застрахованных, расширить доступность понимания правовых норм и их реализацию». [4]
В практике СССР особое место отводилось такому акту, как основы, обладающие высокой степенью обобщения, содержащие наиболее принципиальные положения и большое количество норм-принципов, норм-понятий, отсылочных норм. Правовое регулирование оснований предусматривало их дальнейшую конкретизацию в кодексах.
- Отмечается, что кодифицированный акт в праве социального обеспечения должен действовать напрямую, иначе нарушается целостность, непротиворечивость, юридическая значимость этого ресурса, а эффективность правового регулирования снижается.
- Стоит также обратить внимание на то, что сегодня прослеживается частичная кодификация правовых норм социального обеспечения, например, говорят о разработке проекта пенсионного кодекса Российской Федерации.
- В Омской области есть кодекс о социальной защите отдельных категорий граждан, созданный в целях обеспечения реализации прав граждан, проживающих на территории Омской области, на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты населения, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан, возможность широкого выбора гражданами предоставляемых социальных благ, снижение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества.
- Попытки предпринимаются не только в Омской области, есть те или иные кодексы, затрагивающие право социального обеспечения (как пример – Социальный кодекс Санкт-Петербурга), но, на данный момент, мы далеки от полномасштабного разрешения данной проблемы.
Обращаясь к международному праву, можно привести в качестве примера законодательство Германии, где основным источником социального права является социальный кодекс.
Он содержит основные определения и положения, применимые ко всем областям социального обеспечения, которые предотвращают несоответствия.
Кодекс Германской Федерации наиболее близок к российскому законодательству и мог бы, теоретически, послужить, в каком-то смысле, прототипом создания собственного единого источника.
Таким образом, подводя итог, целесообразно обозначить две основных позиции по обсуждаемому вопросу, опираясь на вышеизложенные аспекты и существующие на сегодняшний день социологические опросы и анкетирования.
Первая позиция выражается в следующем: проблема кодификации в законодательстве о социальном обеспечении является осознанной неизбежностью, для ускорения ее решения требуется расширение доказательной базы — теоретические, практические, экономические, социальные аргументы в пользу создания прогрессивной законодательной системы во главе с Кодексом социального обеспечения Российской Федерации, с учетом положительного международного, зарубежного опыта.
В рамках противоположной точки зрения можно рассуждать о необоснованности стимулирования указанных процессов в современных политических и экономических условиях. Сторонники данной позиции задаются вопросами о том, является ли кодификация законодательства о социальном обеспечении той самой проблемой, которую наше общество должно непременно и незамедлительно разрешить.
Таким образом, изучаемый вопрос, как уже отмечалось, представляется достаточно спорным.
Список используемых источников:
- Павленко, Д. С. Проблемы кодификации права социального обеспечения в России / Д. С. Павленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.6 (110.6). — С. 95-96. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27486/ (дата обращения: 07.12.2022).
- Кобылинская С. В. Судебное правотворчество как источник права / С.В. Кобылинская, Н.Д. Кобылинский // Теоретические и практические проблемы развития современной науки. сборник материалов 5-й международной науч.-практ. конф.. Махачкала, 2014. — С. 84–86;
- Кобылинская С. В. О роли кодификации систематизации Российского законодательства о социальном обеспечении / С.В. Кобылинская, З.К. Карсанова // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 48. С. 195–198;
- Вопросы страхования. 1929. № 50. С. 2—5 ; 1930. № 2. С. 4—7 ; № 3. С. 12—15 ; № 7. С. 6—7 ; № 12. С. 4—7.
Проблемы кодификации права социального обеспечения в России
Павленко, Д. С. Проблемы кодификации права социального обеспечения в России / Д. С. Павленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.6 (110.6). — С. 95-96. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27486/ (дата обращения: 14.08.2023).
В статье подробно анализируется проблема кодификации нормативных правовых актов касающихся социального обеспечения. Так же выражаются взгляды ученых, предлагаются пути решения.
Ключевые слова: право социального обеспечения, кодификация, кодекс, виды систематизации.
В связи с реализацией принципов правового государства, масштабно расширяется российское законодательство. Законодатель стремится как можно чаще обновлять нормативную базу, обнародовать большое количество актов.
Вследствие этого мы можем наблюдать огромное количество ошибок и коллизий в праве. Ярким примером может послужить право социального обеспечения.
Российское законодательство в сфере социальной защиты населения представляет собой объемную нормативную базу, которая охватывает массивы норм, направленных на регулирование мер по охране труда и здоровья людей, установление государственных пенсии, гарантирование минимума оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, пособий и различных гарантий социальной защиты.
Нормативного материала много, он грамотно написан, охватывает все аспекты общественной жизни.
Помимо сочетания различных систем, особенностью социального обеспечения России является порядок, регулируемый огромным массивом правовых актов, среди которых большое количество не только законов, но и подзаконных нормативных актов [1].
Более того, их количество продолжает увеличиваться, последним актом, вступившим в законную силу можно назвать Приказ Минтруда России от 27.01.
2016 N 24н «О внесении изменений в Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014?. N 885н» [2].
Сложность заключается в том, что в виду объема информации, отрасль становится бессистемной и очень сложной в применении, изучении и понимании.
Вследствие этого простой человек, без специальных навыков подготовки, не сможет разобраться, требуется специалист.
Решение данной проблемы позволит устранить ошибки, пробелы и коллизии в праве, что позволит сделать процесс применения норм более эффективным и удобным.
Наличие этих насущных проблем, делает актуальным вопрос проведения соответствующей реформы. Выход состоит в систематизации всех норм, затрагивающих социальное обеспечение [3]. Существуют виды и способы систематизации российского законодательства, выведенные учеными.
Первый вид — инкорпорация — это объединение действующих актов в единый сборник без изменения их. Объединение происходит по хронологическому, тематическому, основанию, по органу, издавшему акты. Но, при таком способе идет только внешняя обработка законодательного акта.
Для того чтобы акт действовал продолжительное количество времени, следует выбирать боле е тщательную классификацию данных. Второй вид — консолидация — это способ систематизации, состоящий из объединения разных, но тематически единых законодательных актов в один акт.
Третий вид — кодификация это способ систематизации, при котором имеет место как внутренняя, так и внешняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта [4].
К кодификационным актам относят уставы, положения, своды законов, кодексы, основы законодательства и прочее.
В процессе кодификации отбрасывается часть устаревшего нормативно-правового материала, внутренне увязываются и рубрицируются части нормативно-правовых актов, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием. Для права социального обеспечения, на мой взгляд, это самый рациональный способ.
Филлипова М.В.
, считает, что более правильным было бы характеризовать источники права социального обеспечения как рамочные законы, так как они закрепляют лишь основы правового регулирования, тогда как кодифицированный акт предполагает всестороннее и полное регулирование, очевидно, что разработка единого акта пока остается лишь перспективной задачей. Для перевода ее в практическую плоскость требуется: разработать единую концепцию регулирования социально-обеспечительных отношений; завершить реформирование основных сфер социального обеспечения; устранить внутренние противоречия действующего законодательства.
Анализируя страны с той же правовой системой, что и Россия, можно сказать, что наша страна отстает в этом вопросе. Примером может послужить Германия, где главным источником социального права является Социальный кодекс.
В нем содержатся основные определения и положения, которые применяются для всех областей социального обеспечения, что позволяет избегать несоответствий.
Кодекс ФРГ наиболее близок к российскому праву и может служить прообразом создания собственного единого источника.
Не смотря на то, что в Российской Федерации нет единого систематизированного акта, в отдельных субъектах страны, местные органы законодательной власти выделили источник социального права. Например, социальный кодекс Белгородской области.
Он состоит из 90 статей и 26 глав, всецело охватывающих все вопросы социального обеспечения данного субъекта федерации, учитывая региональные особенности.
Кодекс белгородской области может служить образцом для создания единого источника, необходимость принятия которого сегодня не вызывает сомнений.
Представляется, что на данном этапе развития необходимо кодифицировать право социального обеспечения. Вне зависимости от того, какой путь кодификации в итоге выберет законодатель, и выберет ли вообще, предложенные в данной работе подходы, могут быть полезны при осуществлении кодификации, так и в любом совершенствовании законодательства.
Литература:
- Кобылинская С. В. Судебное правотворчество как источник права / С.В. Кобылинская, Н.Д. Кобылинский // Теоретические и практические проблемы развития современной науки. сборник материалов 5-й международной науч.-практ. конф.. Махачкала, 2014. — С. 84–86.
- Правовая система Консультант плюс [Электронный ресурс]. — URL: http:// www.consultant.ru/
- Кобылинский Н. Д. К вопросу о проблемах принудительного исполнения актов в России / Н.Д. Кобылинский, Е.Г. Томбулова // Современные тенденции развития науки и производства. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Западно-Сибирский научный центр; Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева. 2016. С. 454–456.
- Кобылинская С. В. О роли кодификации систематизации Российского законодательства о социальном обеспечении / С.В. Кобылинская, З.К. Карсанова // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2014. № 48. С. 195–198.
Основные термины (генерируются автоматически): социального обеспечения, право социального обеспечения, права социального обеспечения, Российской Федерации, способ систематизации, социальной защиты, социального права, большое количество актов, действующего законодательства, нормативную базу, социального обеспечения России, сумм пенсии, кодификации систематизации Российского, систематизации российского законодательства, сфер социального обеспечения, областей социального обеспечения, единого источника, вопросы социального обеспечения, источники права социального, источник социального права.
Перспективы развития права социального обеспечения в Российской Федерации
- Чернявская Анастасия Андреевна, студентСеверо-Кавказский федеральный университет
- Юридический институт
Аннотация. Настоящая научная работа посвящена анализу права социального обеспечения в Российской Федерации и предложениям по перспективам развития данной отрасли.
Актуальность темы исследования автор обуславливает тем, что право социального обеспечения, как самостоятельная отрасль российского права, образовалась не так давно и в настоящее время продолжает свое формирование.
Уникальность отрасли заключается в том, что основным назначением права социального обеспечения является защита человека от последствий различного рода жизненных обстоятельств, связанных с угрозой его социальному благополучию.
В рамках научной статьи предложены следующие перспективы развития права социального обеспечения: принятие единого кодифицированного акта, регулирующего данную отрасль, а также совершенствование вопросов, связанных с социальными выплатами, социальной защитой, социальным обслуживанием, информационным обеспечением и т.п.
Ключевые слова: социальное обеспечение, социальная защита, право социального обеспечения, перспективы развития.
На сегодняшний день право социального обеспечения является самостоятельной отраслью права, посредством норм которой претворяется в жизнь социальная политика государства.
В Докладе Международной организации труда «Перспективы занятости и социальной защиты в мире: 2021 год» подчеркивается, что политика в сфере социальной защиты населения играет важнейшую роль в реализации права человека на социальное обеспечение, на сокращение масштабов бедности, неравенства, демографического кризиса, а также на повышение уровня производительности труда и поддержки внутреннего спроса [1].
Уникальность права социального обеспечения заключается в том, что его основным назначением является защита человека от последствий различного рода жизненных обстоятельств, связанных с угрозой его социальному благополучию.
К числу таких обстоятельств относят юридические факты – события и действия, с которыми законодательство связывает определенные правовые последствия: временная нетрудоспособность, старость, инвалидность, беременность, рождение ребёнка, смерть человека, безработица, бедность и иные жизненные ситуации, относящиеся к социально уважительным.
К сожалению, на данный момент нет единого определения социального обеспечения как реально существующего общественного явления.
Это объясняется тем, что социальное обеспечение многоаспектно и любое данное ему определение не может быть универсальным, поскольку неспособно в форме дефиниции одновременно охватить все его сущностные характеристики. Э. Г.
Тучкова предлагает следующее определение: социальное обеспечение – это система экономических и правовых мер, принимаемых государством, с целью предоставления гражданам в случаях наступления социальных рисков определенных материальных благ для поддержания их полноценного социального статуса на закрепленных законом условиях [2].
Об изменениях с 1 января 2023 года в сфере социального обеспечения
На встрече с журналистами управляющий отделением ПФР по Новосибирской области Александр Терепа рассказал журналистам об изменениях с 1 января 2023 года в сфере социального обеспечения.
В начале встречи управляющий отделением подвел некоторые итоги года, отметив, что «для Пенсионного фонда России 2022 год вновь стал годом расширения полномочий и увеличений количества выплат, которые сегодня обеспечивает ПФР жителям региона. Всего на выплаты по линии ПФР в 2022 году Отделение ПФР по Новосибирской области направило 203 с половиной млрд. рублей».
С 1 января 2023 года в сфере социального обеспечения граждан произойдет целый ряд изменений, которые коснутся практически всех категорий граждан.
- С 1 января 2023 года функции и полномочия, возложенные сегодня на Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ будет осуществлять Социальный фонд России (СФР), объединяющий действующие сегодня Фонды.
- В Новосибирской области государственные услуги в области социального обеспечения, возложенные ранее на ПФР и ФСС, будут оказываться в объединенных офисах клиентского обслуживания, которые находятся по действующим адресам клиентских служб ПФР в каждом районе города и области.
- «Объединение предусматривает полную преемственность всех выплат, услуг и обязательств, которые сегодня есть в компетенции Пенсионного фонда и Фонда социального страхования», — подчеркнул Александр Терепа.
- Полный перечень услуг, который будет оказывать Социальный фонд России, уже сегодня можно найти на сайте ПФР в специальном разделе.
- «Особое внимание, — отметил Александр Григорьевич, — хочу обратить на то, что услуги СФР можно также будет получить и дистанционно: граждане за услугами нового Фонда могут обратиться в электронном виде через портал Госуслуг».
- С 1 января 2023 года вводится ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (Единое пособие на детей в возрасте от 0 до 17 лет и беременных женщин), которое объединит 5 действующих сегодня мер поддержки.
«Единое пособие объединяет ряд выплат для родителей – беременным женщинам, выплаты на первого и третьего ребенка до 3 лет, а также от 3 до 8 и от 8 до 17 лет. Тем самым унифицируются правила назначения выплат, и обеспечивается целостная, бесшовная система поддержки семей с детьми», — отметил управляющий отделением ПФР по Новосибирской области.
Выплата предназначена для поддержки семей с невысоким доходом и будет устанавливаться на основе комплексной оценки нуждаемости, то есть среднедушевой доход в семье не должен превышать 14 728 рублей на каждого члена семьи (сегодня – 14 053 руб.
), а имущество должно соответствовать установленным требованиям, закрепленным постановлением Правительства РФ. Оценка дохода будет проводиться за период 12 месяцев, предшествующих 1 месяцу перед месяцем подачи заявления.
Доходы мобилизованных не учитываются при расчете СДД.
- Выплата назначается на каждого ребенка.
- Размер пособия может составлять 50, 75 или 100% регионального прожиточного минимума: для беременных – от ПМ для трудоспособного населения, на детей – от ПМ для детей.
- Заявление можно будет подать через портал госуслуг, через МФЦ либо через клиентские службы Социального фонда России.
- Кому нужно подавать заявление на Единое пособие с Нового года, а кому не нужно спешить?
- Если семья уже получает данные выплаты в размере 100% — можно получать выплату до истечения срока, на который она установлена, и потом подавать заявление на Единое пособие, так как семья уже получает выплату в максимальном размере. Обращаем внимание, что в связи с новым размером прожиточного минимума с января 2023 года, пособия, размер которых зависит от ПМ, будут пересчитаны в беззаявительном порядке.
- Если семья получает выплату в размере 50% или 75% от прожиточного минимума, есть смысл подать заявление на Единое пособие (если жизненная ситуация изменилась, и доходы снизились).
- Пособие для будущих мам, вставших на учет в ранние сроки беременности, которое выплачивается до родов, сегодня составляет 50% от прожиточного минимума. Если доходы семьи на каждого его члена ниже величины ПМ, то целесообразно подать заявление на Единое пособие, так как оно может составлять не только 50, но и 75 и 100% от прожиточного минимума.
- Родители вторых детей, на которых до этого не устанавливалось пособие из бюджета (можно было установить ежемесячную выплату из средств маткапитала), могут подать на Единое пособие, так как оно будет устанавливаться на КАЖДОГО ребенка в семье, независимо от очередности рождения.
- Семьи, в которых дети появились ДО 1 января 2023 года, могут выбрать, получать выплаты по старым правилам или перейти на Единое пособие.
- Все семьи, в которых дети появятся, начиная с января 2023 года, могут уже подать заявление ТОЛЬКО на Единое пособие, которое устанавливается на год. После этого необходимо будет вновь подавать заявление (в таком же порядке сегодня устанавливается целый ряд выплат, например, выплата на детей в возрасте от 8 до 17 лет).
ВАЖНО! При назначении единого пособия перейти на «старые» выплаты уже нельзя.
Однако, если специалисты Социального фонда при рассмотрении заявления обнаружат, что семье выгоднее получать выплату, установленную ранее, и не переходить пока на Единое пособие, они примут решение в пользу сохранения наиболее выгодного для семьи варианта, и выплата будет производиться до истечения срока, на который она установлена.
Пресс-служба Отделения ПФР
Проблемы кодификации права социального обеспечения в России
С начатом социальных реформ в России и формированием концепции современного права в юридической науке заметно возрос интерес к общим проблемам, связанным с источниками права, но особенно обострилась потребность в детальном, глубоком их изучении в праве социального обеспечения, поскольку до настоящего времени отсутствует теоретически обоснованное концептуальное понятие источников данной отрасли; не решены важные в научном и практическом плане проблемы соотношения таких правовых категорий, как «система отрасли», «система законодательства», «система источников отрасли».
Актуальность данного исследования, посвященного источникам права социального обеспечения, во многом предопределена и особой социальной значимостью правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере социального обеспечения, которое является одной из важнейших гарантий основного права человека — права на жизнь.
Нормы права воспринимаются в обществе и соблюдаются людьми не как некая абстракция, изначальная запрограммированность человеческого бытия и не в виде набора духовных ценностей, системы обычаев и традиций, а посредством соответствующим образом оформленных источников права.
За источниками права стоит государство, обеспечивающее их реализацию своими возможностями и в первую очередь своей принудительной силой.
Таким образом, целью данного исследования выступает анализ перспективы возможной кодификации источников права социального обеспечения.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
- охарактеризовать понятие кодификации;
- выявить тенденции и проблемы кодификации норм права социального обеспечения.
- Объектом работы выступают общественные отношения, возникающие при реализации норм права социального обеспечения.
- Предметом — норм права, составляющие систему источников права социального обеспечения.
- Цель и задачи обусловили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
- Глава 1. Понятие кодификации как способа систематизации права
- 1 Понятие кодификации
Систематизация законодательства выступает в качестве формы, как справедливо подчеркивает А.С.
Пиголкин, «упорядочения действующей правовой системы» и получает внешнее выражение, оформление во вне в виде актов систематизации законодательства, отражающих указанные выше ее формы и корреспондирующих им.
Поэтому необходимо определить юридическую природу актов систематизации законодательства, виды актов систематизации законодательства.
Место административного права в правовой системе РФ. Источники ..
… источников административного права остро ставит проблему его систематизации и кодификации. Административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более — кодифицированных отраслей правовой системы Российской Федерации. Во многом это объясняется его многопрофильностью. В …
Кодификация законодательства является сложной и наиболее совершенной формой систематизации нормативных правовых актов, она направлена на коренную, внутреннюю и внешнюю переработку действующих нормативных правовых актов путем подготовки и принятия нового кодификационного акта компетентными государственными органами. При кодификации укрепляется системность нормативных актов, их юридическое единство и согласованность. Кодификация выходит за рамки упорядочения изданного, уже имеющегося законодательства, представляет относительно самостоятельную, основную форму совершенствования законодательства и связана с правотворчеством.
Цель — систематизация и качественная, коренная переработка нормативного правового материала (с отменой устаревших и разработкой новых норм, устранением пробелов и коллизий в праве) и созданием в качестве результата нового комплексного, внутренне согласованного нормативного правового акта, который принимается правотворческим государственным органом (или др. субъектом правотворчества).
Результатом является кодифицированный акт, который характеризуется следующими признаками:
- формулирует различные нормы (принципы, дефиниции, непосредственного действия), определяющие правовое регулирование наиболее важных вопросов жизнедеятельности общества, устанавливает нормативные основы отрасли (института) законодательства и регулирует широкую сферу отношений (имущественных, трудовых и др.);
·направлен на закрепление и создание законодателем наиболее стабильных норм права, опробованных практикой и отражающих динамику и потребности социальной жизни, а также рассчитанных на длительный период их действия;
·по предмету обобщаемых норм права определяется в зависимости от элементов деления системы права и законодательства (отрасли, институты) или определенной сферы организации и регулирования государственной деятельности;
·является итогом совершенствования законодательства и представляет сложный, значительный по объему сводный акт как совокупность взаимозависимых предписаний, т.е. является единым, внутренне согласованным документом с четко определенной и внешне выраженной системой нормативных предписаний, создающей условия для их информационной доступности и удобства использования;
Отнесение акта к разряду кодифицированных определяется в зависимости от его содержания, объема, сферы регулирования общественных отношений, направленности на объединение действующих норм и внесение новелл в правовое регулирование.
В ряде случаев кодификационный акт может приниматься в форме закона без указания на кодифицированный характер, и отнесение его к разряду кодификационных определяется исходя из его содержания, объема и сферы регулирования им общественных отношений, уровня объединения действующих норм и их дополнения новыми.
Подзаконные акты в системе нормативных актов РФ
… подзаконных нормативных юридических актов.
Они призваны обеспечивать на основании законов конкретизированное нормативное регулирование всего комплекса общественных отношений, и поэтому они занимают важное место во всей системе нормативного регулирования.
Подзаконные нормативные акты … обойтись без обычных законов или подзаконных актов в процессе реализации конституционного права на труд, на отдых, на …
.2 Виды кодификации
Виды кодификационных нормативных правовых актов:
·основы законодательства, которые содержат принципиальные, наиболее общие нормы по предмету правового регулирования отдельной отрасли (института) права и выступают базой для дальнейшего издания нормативных правовых актов в определенной сфере правового регулирования.
Основы возглавляют те или иные отрасли (институты) права и обеспечивают согласованность в их рамках всех норм через определение единых принципов правового регулирования, основополагающих понятий и рамок правового регулирования на уровне нижестоящих нормативных правовых актов.
Структурно делятся на крупные, обособленные подразделения (разделы, главы).
В Российской Федерации по Федеративному договору от 31 марта 1992 г. по вопросам совместного ведения РФ и республик в составе РФ «федеральные органы государственной власти РФ издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы власти республик в составе РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов»;
·кодекс, объединяющий по строго определенной системе нормы права, регулирующие какую-либо сферу общественных отношений или какой-либо деятельности.
По характеру охвата общественных отношений выделяются кодексы: отраслевые, регулирующие конкретную сферу общественных отношений и определяющие деление права на отрасли и институты (в РФ это ГК, ГПК, УК, УПК, ТК), и комплексные (межотраслевые), регулирующие обособленную и значительную часть отношений и учитывающие ее специфику в определенной сфере государственной, хозяйственной или др. деятельности, а также объединенные единой концепцией и общими принципами регулирования (ВК, ТК РФ);