Классифицируйте Источники Права Социального Обеспечения В 2023 Году

от Светлана Нестерова Опубликовано Апр 10, 2022

Государственные пособия в России назначаются гражданам по социальному статусу. Соответственно, субсидии и выплаты делятся на категории в зависимости от получателей.

Что такое пособие, и кто имеет на них право?

Пособие — это временная социальная помощь, связанная с определенными ситуациями или событиями в стране, мире, жизни отдельных категорий граждан. Выплаты производятся из фонда социального страхования, федерального или муниципального бюджета. Бывают единовременными или начисляются какой-то период на ежемесячной основе.

Эти средства — не постоянный источник дохода, т.к. является временной помощью, которая имеет целевую направленность на компенсацию утраты дохода, обеспечения, кормильца или возмещение траты (похороны, отпуск на лечение и т.д.). В отличие от других видов социальных выплат претендовать на получение пособия могут неработающие и трудящиеся граждане.

Категории граждан, имеющих право на получение государственных выплат:

  • неработающие;
  • беременные;
  • родители новорожденного ребенка;
  • лица, получившие профессиональную травму или заболевание;
  • инвалиды и родители (опекуны) детей-инвалидов;
  • временно нетрудоспособные;
  • усыновители и опекуны;
  • остальные застрахованные категории граждан.

Лицом, претендующим на социальную поддержку государства, согласно Конституции РФ, является каждый гражданин страны и иностранные граждане, проживающие на территории страны официально.

Законодательно-правовая база

Перечень документов, регламентирующих назначение и выплаты социального характера населению, выглядит следующим образом:

Список может быть дополнен приказами, законами и постановлениями регионального значения, действующими на территории определенного муниципального образования.

Государственная система социального обеспечения

В понятие государственной системы пособий включены следующие составные элементы:

  • лица, являющиеся получателями обеспечения;
  • разновидность финансовой помощи;
  • условия получения мат.поддержки;
  • размер гос.помощи;
  • социальный риск;
  • государственные структуры, осуществляющие обеспечение;
  • источники финансирования госструктур и ФС образования;
  • формы организации.

Так как Россия — социальное государство, целью государственной деятельности является перераспределение материальных благ ради достижения каждым гражданином страны достойного уровня жизни. Обратиться за получением господдержки в службу социального страхования могут все нуждающиеся.

Классифицируйте Источники Права Социального Обеспечения В 2023 ГодуНуждающиеся категории людей:

  • малоимущие;
  • инвалиды;
  • многодетные родители;
  • одинокие пенсионеры;
  • привилегированные граждане (Герои страны, ветераны труда и т.д.);
  • лица, попавшие в затруднительную ситуацию (например, оставшиеся без средств к существованию);
  • временно нетрудоспособные (беременность и материнство, осуществляющие уход за больным, нуждающиеся в срочном лечении и т.д.).

Виды пособий и компенсаций классифицируются согласно российскому законодательству. Их можно представить следующим образом:

  • временно нетрудоустроенным;
  • инвалидам;
  • по беременности и родам;
  • по уходу за ребенком;
  • по потере кормильца;
  • на похороны;
  • в виде поддержки некоторых категорий граждан (например, при усыновлении).

Получение финансовой поддержки может быть единовременным, периодическим или постоянным. Сумма денежного обеспечения может поступать на расчетный счет получателя или носить компенсационный характер. Сумма зависит от классификации просителя и условий получения той или иной господдержки, прописанных в нормативном документе.

Государственными структурами, выплачивающими пособия и предоставляющими помощь, являются Фонд социального страхования, некоторые внебюджетные организации и бюджет муниципальных образований. Финансирование ФСС происходит за счет федерального и местного бюджета.

Формами организации являются:

  • обязательное социальное страхование (ОСС);
  • помощь нуждающимся гражданам за счет бюджетных ассигнований.

Последние изменения на 2023 год

В 2023 году граждане России получили следующие перемены к лучшему:

  • С наступлением нового года максимальный порог суммы по беременности и родам вырос до 27 900 рублей. Максимальная ставка по временной нетрудоспособности — 2301 рубль.
  • Компенсация по безработице: минимальный размер — 1500 рублей, наибольшая величина — 8000 рублей. Для лиц предпенсионного возраста максимальная сумма — 12 130 рублей.
  • Финансовая помощь в отпуске по уходу за ребенком с первого дня текущего года отменена.
  • Выплаты социального характера с первого дня текущего года проиндексированы на 3%.
  • Лица, перенесшие инфаркт или инсульт, в течение года претендуют на бесплатные медикаменты.

Основные классификации, предусмотренные в РФ

В России пособия можно классифицировать следующим образом:

  • по целевому назначению;
  • по продолжительности выплат;
  • по социальному обеспечению;
  • по источнику выплат;
  • по виду и способу выплаты.

Виды денежных компенсаций

Компенсационные зачисления — это финансовая поддержка граждан в случае потерь для них, причинения им ущерба или вреда.

Классифицируйте Источники Права Социального Обеспечения В 2023 ГодуСоциальные службы предусматривают следующие компенсационные выплаты:

  • участникам ликвидации катастроф техногенного и экологического характера;
  • лицам, получившим инвалидность;
  • лицам, получившим профессиональную травму или заболевание;
  • военнослужащим;
  • сотрудникам МЧС и МВД;
  • родителям и опекунам детей до 3 лет (УП РФ от 30.05.1994 No 1110);
  • на основании ТК РФ.

Работающие граждане могут получать социальные выплаты при переезде на северные территории, сокращении штата или работе в условиях, вредных для здоровья человека.

Выплаты государства по целевому назначению

У государственной поддержки могут быть следующие цели:

  • материальная помощь людям с основным доходом;
  • частичная и полная компенсация при потере кормильца, безработице, утрате трудоспособности.

К финансовой поддержке можно отнести единоразовое пособие при усыновлении, для реабилитации военнослужащего, получившего травму, единовременное пособие по беременности и еще одно после родов.

На постоянную поддержку в течение ограниченного периода времени могут надеяться следующие категории граждан:

  • ухаживающие за больными родственниками или ребенком;
  • временно безработные;
  • на ребенка;
  • инвалиды;
  • иные лица, имеющие право на пособие по закону.

Социальная помощь

Приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н (подстатья 262) в полной мере освещает тему социальной помощи населению.

https://www.youtube.com/watch?v=WBb9EzrcJRQ\u0026pp=ygV70JrQu9Cw0YHRgdC40YTQuNGG0LjRgNGD0LnRgtC1INCY0YHRgtC-0YfQvdC40LrQuCDQn9GA0LDQstCwINCh0L7RhtC40LDQu9GM0L3QvtCz0L4g0J7QsdC10YHQv9C10YfQtdC90LjRjyDQkiAyMDIzINCT0L7QtNGD

На нее могут рассчитывать граждане РФ в следующих условиях:

  • получение путевок в санатории и детские лагеря;
  • оплата выходных пособий при увольнении для некоторых категорий граждан;
  • в связи с ликвидацией и реорганизацией учреждений;
  • безработные при обучении, повышении квалификации;
  • при реабилитации инвалидов;
  • оплата дополнительных дней отпуска или выходных при уходе за детьми-инвалидами;
  • оплата взносов на медицинское страхование за безработных граждан.

Классифицируйте Источники Права Социального Обеспечения В 2023 Году

Ежемесячные и разовые выплаты

Ежемесячные выплаты характеризуются регулярностью на протяжении периода времени, установленного государством. Например, гос.помощь по уходу за ребенком прекращается после трех лет со дня рождения малыша. В каждом месяце начисления по безработице поступают на счет нуждающегося до двух лет.

Разовые выплаты назначаются лицам, получившим определенные регалии от государства или в качестве финансовой поддержки. Например, выплата награжденным орденом “Родительской славы” (100 000 рублей).

Декретные и детские

Будущие мамы и женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, в 2023 году претендуют на следующие виды государственной поддержки:

  • пособие по беременности и родам — 55 831 руб. минимально с учетом повышения МРОТ до 12 130 рублей;
  • по уходу за малышом: зависит от стажа и зарплаты матери, в среднем 11 143 рублей;
  • по уходу за ребенком для матерей, зарегистрированных как ИП: минимально на первенца — 1852 рубля, на второго — 6803 рублей;
  • единоразовые начисления после рождения ребенка — 18 143 рубля;
  • для беременных студенток очного отделения ежемесячный размер до 1,5 лет равен стипендии;
  • единовременная выплата при ранней постановке до 12 недели на учет в женскую консультацию (с 01.02.2023 года равна 675 рублей 15 копеек);
  • жены военных на сроке более 180 дней — 28 732 рубля;
  • пособие на ребенка военнослужащего до трех лет — 12 314 рублей;
  • в случае гибели военнослужащего его ребенок до трех лет получает ежемесячно 2 476 рубля.

Как рассчитывается размер пособий?

Размер минимальных пособий исчисляется исходя из размера МРОТ, установленного законодательством. Некоторые пособия фиксированы и не нуждаются в подсчете. Начисления для работающих граждан или людей с официальным доходом в течение последнего года, рассчитываются пропорционально среднему заработку. Различные виды субсидий назначают в индивидуальном порядке.

Пособия в России классифицируют исходя из получателей платежа, периода получения государственной поддержки, размера, назначения, способа предоставления и разновидности.

В 2023 году все пособия проиндексированы в сторону повышения.

Особое место в социальных выплатах занимают пособия по беременности и родам.

Для расчета итоговой суммы государственной поддержки важно знать значение МРОТ или средний показатель личного дохода за последние три месяца.

Возраст: 38 лет, г. Москва, высшее юридическое образование, автор сайта invalid.expert

Ранее

Нужный список документов на оформление пособий на детей до 7 лет

Далее

Почему певица Юлия Самойлова в инвалидном кресле

Источники права социального обеспечения

марина николаевна калугина

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Стать автором

С нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы

Как работает сервис?

Источник права как понятие в юридической литературе несет две основные смысловые нагрузки:

  1. Источник права является базой правового производства, когда государство в источниках права закрепляет свою волю и защищает интересы общества.
  2. Источник права, воплощающий свою юридическую основу.

Таким образом, понятие источник права с правовой точки зрения следует понимать как форму выражения, способ закрепления правовых норм, которые исходят от государства или структур его представляющих.

В российском законодательстве основным источником права являются нормативно-правовые акты.

+ Суд идет Обменивайся материалами, советуйся с коллегами и помогай другим. Ждем тебя в нашем чате. Присоединиться

Понятие источников права социального обеспечения

Социальное обеспечение в юридической литературе определяется как отрасль российского права, которая регулирует отношения в области социального обеспечения населения.

Под источниками права социального обеспечения принято понимать такие нормативно-правовые акты, которые регулируют социальные отношения в данной отрасли права.

Источники данной правовой отрасли в Российской Федерации отражают условия жизни отдельных социальных прослоек, их материальное выражение. С изменением этих материальных условий меняется и законодательная база социального обеспечения. В современном российском обществе, в связи с динамичными социально-экономическими условиями жизни, часто меняется законодательство в данной сфере.

Читайте также:  Соседи курят в подъезде: что делать и как отучить соседей курить или бороться с ними, куда обращаться и объявление для этого в 2023 году

«Источники права социального обеспечения» ???? Готовые курсовые работы и рефераты Купить от 250 ₽ Решение учебных вопросов в 2 клика Найти эксперта Помощь в написании учебной работы Узнать стоимость

Классификация источников права социального обеспечения

В юридической литературе представлено много классификаций источников права социального обеспечения по различным основаниям, рассмотрим некоторые из них.
Многие исследователи предлагают классифицировать источники данной отрасли права по их значимости или, как они указывают, по юридической силе.

  • Нормы международного права, к которым присоединилась Российская Федерация. Они обладают большей юридической силой, чем внутренние законы страны.
  • Законы, обладающие вышей юридической силой. Они принимаются главными законодательными органами власти страны и ее субъектов. Законы также можно разделить на конституционные, кодифицированные, текущие.
  • Подзаконные акты. Среди них можно особенно выделить Указы Президента РФ, которые вносят конкретику, разъяснения в спорные вопросы, которые закреплены законами. Дополнительные меры социальной защиты, сроки их выполнения обычно оговариваются в Постановлениях Правительства РФ.

Здесь необходимо указать, что согласно положениям Конституции РФ вопросы в области социального обеспечения подпадают под совместную компетенцию центральных органов власти и ее субъектов.

Более подробной является классификация по сфере действия источников права, в зависимости от этого можно представить следующее деление:

  • Нормативно-правовые акты федерального значения;
  • Нормативно-правовые акты субъектов федерации;
  • Нормативно-правовые акты отдельных отраслей;
  • Муниципальные акты;
  • Нормативно-правовые акты локального характера.
  • Популярной среди правоведов является классификация источников права социального обеспечения в зависимости от формы нормативно-правового акта, она включает:
  • Законы Российской Федерации;
  • Указы, исходящие от Президента РФ, а также его распоряжения;
  • Постановления, исходящие от Правительства РФ, а так же его распоряжения;
  • Разъяснения, постановления таких ведомственных учреждений как Министерства труда, Миграционная служба РФ и прочих.

Отдельные исследователи, считают необходимым выделять источники права в зависимости от органа, который этот нормативно-правовой акт принял, но поскольку аппарат социального обеспечения чрезвычайно обширный, то подробно рассматривать эту классификацию нет необходимости.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Дата написания статьи: 28.06.2017

марина николаевна калугина

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Стать автором
Задать вопрос

С нами работают 108 689 преподавателей из 185 областей знаний. Мы публикуем только качественные материалы

Как работает сервис?
Классифицируйте Источники Права Социального Обеспечения В 2023 Году Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Наши статьи цитируют

Научные журналы

Научные журналы Учебные учреждения Электронные образовательные системы СМИ

Электронные образовательные системы

Решение любого учебного вопроса за 300₽

Задать вопрос  эксперту

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать

Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot

Вопрос 2. Общая характеристика источников права социального обеспечения

ТЕМА 3. ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Вопрос 1. Понятие и классификация источников права социального обеспечения

Источник ПСО (форма права) — это форма установления и внешнего выражения действующих правовых норм, регулирующих отношения, входящие в предмет ПСО. К числу источников ПСО относятся: нормативные правовые акты и нормативные правовые договоры.

Можно провести следующую классификацию источников права социального обеспечения:

1) по юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения.

Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами.

Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и ее субъектов. Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие;

  • 2) по видам социального обеспечения источники делятся на регулирующие пенсионное обеспечение, о социальных пособиях и компенсационных выплатах, о социальном обслуживании, о медицинской помощи и лечении, о социальной реабилитации и пр.;
  • 3) в зависимости от источника финансирования тех мероприятий, которые регулируются соответствующими источниками: источники, которые регулируют социальное обеспечение за счет средств обязательного социального страхования (государственных внебюджетных фондов) либо за счет бюджетных средств;
  • 4) по действию в пространстве источники ПСО делятся на общефедеральные, республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые и др.), отраслевые, муниципальные и локальные;

5) по кругу лиц. Данная классификация показывает, на кого распространяется действие норм соответствующих источников. Выделяются источники, регулирующие отношения по социальному обеспечению пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, государственных служащих, военнослужащих, иных категорий граждан.

Вопрос 2. Общая характеристика источников права социального обеспечения

1) Особое место среди источников ПСО занимает Конституция РФ. Она обладает высшей юридической силой в Российской Федерации и является актом прямого действия. В этом качестве она выступает основополагающим источником права социального обеспечения.

В статье 7 Конституции закреплены исходные юридические начала развития Российской Федерации как социального государства.

Кроме того, принципиальное значение для всей системы права социального обеспечения имеют закрепленные Конституцией субъективные права и юридические гарантии в социальной сфере.

Так, статья 38 Конституции Российской Федерации декларирует, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Статьей 39 каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Согласно этой же статье каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2) Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации, причем применяются непосредственно. Как источник ПСО общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ имеют приоритет перед ее законодательством и иными источниками ПСО.

  1. Нормы международного права, касающиеся социального обеспечения, в частности, со-держатся в:
  2. — Уставе ООН, принятом 26 июня 1945 г.;
  3. — Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.;
  4. — Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.;

— Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950).

— конвенциях Международной организации труда. Например, Конвенция МОТ № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.).

Среди международных договоров в сфере социального обеспечения можно назвать, например, Договор между РФ и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г., Соглашение СНГ от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения».

  • 3) законы.
  • В силу принадлежности права социального обеспечения к числу комплексных отраслей, оно не имеет единого кодифицированного законодательного источника регулирования. Однако среди его источников можно отметить значительное число законов, регулирующих общественные отношения применительно к конкретным видам социального обеспечения:
  • — пенсионное обеспечение:

Источники права социального обеспечения: понятие, классификация и общая характеристика

Термин «источник права» обычно имеет два значения:

  1. раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой, закрепляющей в праве волю и интересы народа.
  2. характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.

Источник права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

https://www.youtube.com/watch?v=WBb9EzrcJRQ\u0026pp=YAHIAQE%3D

Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется.

Классификация источников права социального обеспечения

Основания классификации:

  1. по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе:
    • законы;
    • подзаконные акты.
  2. по сфере их действия:
    • федеральные;
    • субъектов РФ (областные, краевые);
    • отраслевые;
    • муниципальные;
    • локальные.
  3. по органам, принявшим нормативный акт;
  4. по форме акта:
    • законы;
    • указы и распоряжения Президента РФ;
    • постановления и распоряжения Правительства РФ;
    • постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.
  5. по правовым институтам.

По степени важности и субординации

Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами.

Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов.

По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов (п. « ж» ч. 1 ст. 72).

Читайте также:  Взыскание Убытков С Конкурсного Управляющего В 2023 Году

Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие.

Основной закон РФ — это Конституция Российской Федерации.

Кодифицированным актом в области социального обеспечения является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

По сфере действия

Источники права социального обеспечения по сфере действия делятся на федеральные, субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении.

Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно:

  1. отношения по поводу денежных выплат;
  2. отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения (социальных услуг);
  3. отношения процедурного характера;
  4. отношения процессуального характера.
  • Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.
  • Международные договоры и конвенции
  • Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации.

Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г.

Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

https://www.youtube.com/watch?v=kC7a9vs8lVI\u0026pp=ygV70JrQu9Cw0YHRgdC40YTQuNGG0LjRgNGD0LnRgtC1INCY0YHRgtC-0YfQvdC40LrQuCDQn9GA0LDQstCwINCh0L7RhtC40LDQu9GM0L3QvtCz0L4g0J7QsdC10YHQv9C10YfQtdC90LjRjyDQkiAyMDIzINCT0L7QtNGD

К первой группе источников также относятся Конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.

), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).

Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Законы Российской Федерации

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53).

Важное место отводится Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».  Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество нормативных актов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.

  1. На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, к которым относятся:
  2. Подзаконные нормативные акты
  3. Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов

Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства.

Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ, так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства.

На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации.

Главная цель таких источников — это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации.

Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.

К локальным источникам могут относиться территориальные согласия, акты органов местного самоуправления. Цель локальных актов — устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.

Классификация источников права социального обеспечения

§1. Конституция Российской Федерации как источник права социального обеспечения

К числу наиболее значимых конституционных положений, имеющих отношение, как к праву социального обеспечения, так и иным отраслям, связанным с правами человека (трудовое право, жилищное право, гражданское право и т.д.), относятся ст. 2 и 7 Конституции РФ.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Указанной норме соответствуют положения ст.

7 Конституции РФ, в которой не только закреплен социальный характер российского государства, но и охраняются и гарантируются такие права, как право на труд и здоровье, пенсионное обеспечение и обеспечение пособиями, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.

Все эти нормы, безусловно, выступают базовыми для правового регулирования и реализации иных прав и свобод, закрепленных в гл. 2 Конституции РФ («Права и свободы человека и гражданина»).

Глава 2 Конституции РФ включает нормы права, которые позволяют гражданам (как гражданам Российской Федерации, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства, на законных основаниях пребывающих на территории РФ) в полной мере реализовать их права на те или иные виды социального обеспечения.

Например, ст. 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Неразрывно с данной нормой связано содержание ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, провозглашающей принцип государственной защиты материнства и детства, а также семьи; ст. 37 Конституции РФ, провозглашающей право каждого на реализацию своих трудовых возможностей и способностей, в том числе гарантии социального обеспечения каждого при безработице.

Более того, в ст. 41 Конституции РФ содержится норма о нраве каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая предоставляется в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Конечно, само по себе закрепление в тексте закона определенных возможностей еще не предполагает гарантии их реализации. В связи с этим Конституция РФ устанавливает правовые механизмы для реализации каждого права на отдельные виды социального обеспечения.

Во-первых, речь идет о досудебной и судебной формах защиты прав граждан. Данные положения закреплены в ст. 45-46 Конституции РФ, где указано, что каждый человек вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. При этом каждому гарантируется судебная защита нрав и свобод.

Во-вторых, в ч. 3 ст. 46 Конституции РФ установлена возможность для каждого обращаться в межгосударственные органы но защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты и в соответствии с международными договорами.

В-третьих, гарантии реализации права на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе и на бесплатной основе.

В-четвертых, положения ст. 53 Конституции РФ, устанавливающие ответственность государства за вред, причиненный незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц.

В-пятых, в Конституции РФ также закреплено общее правило о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, указанные гарантии в полной мере позволяют каждому реализовать его право на социальное обеспечение, в том числе путем применения различных механизмов защиты, включая внесудебный и судебный.

Наконец, Конституция РФ играет важную роль при решении вопросов о разграничении предметов ведения и полномочий.

Читайте также:  Что Считается Незаконной Перепланировкой Квартиры В 2023 Году

Это обстоятельство является актуальным, так как за последние шесть лет принято достаточно большое количество нормативных актов по вопросам определения компетенции в области социального обеспечения (например, Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»»), основой принятия которых выступают конституционные положения. Речь идет о ст. 71, 72, 76, 132 Конституции РФ.

Особое место среди данных норм занимает п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которым в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Таким образом, Конституция РФ, выступая в качестве источника права социального обеспечения, выполняет ряд функций:

  • 1) закрепляет основные права и свободы человека и гражданина в области социального обеспечения и социальной защиты (ст. 2, 7, 37-39, 41 и иные Конституции РФ);
  • 2) устанавливает гарантии для реализации гражданами их прав на отдельные виды социального обеспечения (ст. 45, 46, 48, 53, 55 Конституции РФ);
  • 3) определяет основы разграничения предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (ст. 71, 72, 76, 132 Конституции РФ).

Опыт правотворчества последних лет в сфере социального обеспечения показывает, что спонтанные, кулуарные, не прошедшие научной независимой экспертизы, не имеющие экономического обоснования источники права вызывают протест, правовой нигилизм, снижают эффективность правового регулирования, нарушают социальные права граждан.Динамичность развития права социального обеспечения приводит, с одной стороны, к беспрецедентной «декодификации» законодательства, то есть резкому увеличению количества законодательных и иных нормативных правовых актов, а с другой — к длительному отсутствию таких жизненно важных законов, как о профессиональных пенсиях, медицинском обслуживании и др. Четко обозначившаяся на современном этапе тенденция игнорирования законодателем рекомендаций Конституционного Суда РФ, признающего отдельные нормы противоречащими Конституции РФ, приведение их в соответствие с Конституцией страны, по существу девальвирует полностью идею правового государства.

Сложность, запутанность юридического текста источников права социального обеспечения, использование в нем математических формул, большого количества отсылочных норм, отсутствие единства терминологии не дают возможности человеку узнать, осмыслить, правильно понять содержание своих прав и обязанностей, реализовать их своевременно и в полном объеме. В итого все это сказывается на его социальном статусе, материальном положении, поскольку в большинстве случаев выплаты по системе социального обеспечения для большинства являются единственным источником средств существования в затруднительной жизненной ситуации

§2. Законы Российской Федерации и ее субъектов как источники права социального обеспечения

Значительную роль в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению играют федеральные законы как акты высшей юридической силы на всей территории РФ.

В современном законодательстве о социальном обеспечении отсутствует единый кодифицированный закон, регламентирующий общественные отношения в этой области.

СуществующийФедеральный «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»хотя и является источником права социального обеспечения, но регулирует лишь часть общественных отношений, возникающих в этой сфере.

В условиях, когда социальная защищенность человека зависит от места его жительства, степени социально-экономического развития региона проживания, возможности бюджета и усиливающейся тенденции передачи на уровень субъектов РФ все большего числа социальных выплат и услуг, представляется чрезвычайно важным принятие в первую очередь кодифицированного системообразующего акта на уровне федерации в виде Основ законодательства о социальном обеспечении, закрепляющих единый социальный стандарт по уровню, видам, условиям обеспечения, который не может быть понижен в субъектах РФ ни при каких обстоятельствах, и разграничивающих компетенцию в сфере правового регулирования социального обеспечения. Это позволит снизить существующее научно необоснованное расслоение в социальном обеспечении, избавиться от усмотренческого подхода, и тем самым снять социальную напряженность в обществе.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что процесс защиты человека в трудных жизненных ситуациях является многоуровневым, что находит непосредственное отражение в источниках права.

Это уровень федерации, региона, муниципалитета, социально-партнерских соглашений, коллективного договора, индивидуального трудового договора.

Сочетание государственного регулирования с договорным будет возрастать, при этом не должно быть подмены одного источника другим, все, что ниже федерального стандарта, может рассматриваться лишь в качестве дополнительного обеспечения, направленного на повышение качества жизни, но не вместо этого стандарта.

Эффективная система защиты прав человека на различных уровнях предполагает внимание законодателя к закреплению финансовых обязательств по реализации передаваемых Российской Федерацией полномочий в сфере социального обеспечения. С целью сохранения гарантированного социального стандарта, принципа равноправия граждан, проживающих в разных регионах, субъекты социально-обеспечительных отношений должны располагать достаточными финансовыми средствами.

В целях повышения уровня гарантий социальных прав человека, создания равных возможностей в получении государственной помощи и поддержки, первичные нормы по основным видам социального обеспечения должны содержаться, прежде всего, в законах. Иные нормативные правовые акты должны закреплять лишь правовой механизм их реализации.

Разработка источников права социального обеспечения, отвечающих критериям социального государства, общепризнанным принципам и нормам международного права, в качестве основной цели предполагает не борьбу с бедностью, а предупреждение обнищания, создание условий жизни, достойной человека как личности, а не на уровне прожиточного минимума (физиологических потребностей).

Исследование содержания источников права социального обеспечения позволило сделать вывод об отсутствии системности, эволюционности, скоординированности решения проблем в данной сфере.

Так, вновь принятые законы, с одной стороны, направлены на повышение социальной защищенности семей с детьми, предусматривают расширение круга лиц, видов пособий, повышение их размеров, а с другой — существенно ограничивают сроки ухода за больным ребенком с выплатой пособия по временной нетрудоспособности по сравнению с ранее действовавшими; противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации (ст. 256). Об этом свидетельствуют и решения, связанные с изменением размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, введение единого социального налога и др. Представляется крайне важным проведение правовой, научной экспертизы проектов источников права на соответствие их общим принципам, целям, идеологии, концепции поставленной задачи, что позволит законодателю избежать взаимоисключающих положений и обеспечить бесконфликтное правовое регулирование отношений.

Требуется более углубленное, взаимопроникающее, заинтересованное сотрудничество правотворческих органов с наукой, обладающей комплексным, системным подходом к изучению не только российского, но и международного, зарубежного законодательства, имеющей теоретические и практические наработки по важнейшим вопросам социального обеспечения, по разработке проектов законов, по перспективам развития отрасли. Законы должны быть наукоемкими.

Утрачивается традиция приведения в соответствие с вновь принятыми источниками права ранее действовавшего законодательства и своевременной публикации перечня утративших силу нормативных правовых актов, что вызывает большие сложности в правоприменении.

Полагаем что неукоснительное соблюдение соответствующих требований в процессе подготовки проектов нормативных актов крайне необходимо. При этом до вступления закона в силу должен быть принят весь пакет соответствующих подзаконных нормативных актов.

Практика применения законодательства показывает большие трудности, а в некоторых случаях и недоступность бесплатного получения различных видов социального обеспечения (жизненно необходимых лекарственных средств, медицинской помощи, санаторно-курортного лечения, технических средств реабилитации и др.

), гарантированных государством. Представляется, что в законе следует предусмотреть возможность приобретения в исключительных случаях социальных услуг за собственные средства с последующей обязательной, своевременной компенсацией по упрощенной процедуре.

Данная норма позволит реально гарантировать соответствующее право.

В качестве источников данного права следует назвать следующие федеральные законы: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «Об основах обязательного социального страхования» и др.

Среди законов РФ существенное значение имеют законы, связанные с пенсионным обеспечением, например Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, и др.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов РФ.

Главная цель таких источников — это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации.

Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральным. Например:

ѕ Указ Президента Республики Адыгея «О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающимся семей» от 21.08.1996 №145;

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector