Государственная Собственность На Землю В 2023 Году

Мы продолжаем знакомить вас с особенностями правового регулирования земельных отношений в 2023 году.

Ранее мы рассказали о пролонгации и корректировке мер, устанавливающих особенности земельных отношений, которые были приняты в прошедшем году, изменении сроков выполнения отдельных процедур предоставления земельных участков, а также рассмотрели особенности проведения электронных аукционов и заключения договоров в электронной форме в ГИС Торги.

 Настоящий материал посвящен анализу изменений законодательства в сфере регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения, включая особенности оборота невостребованных земельных долей и вопросы формирования государственного реестра земель сельхозназначения. 

Часть 2.

4. Особенности оборота невостребованных земельных долей

Ключевым вопросом при анализе использования земель сельскохозяйственного назначения является анализ наличия неиспользуемых земель, поскольку выбытие земельных участков из сельскохозяйственного оборота, как правило, связано с неэффективностью собственников и невостребованностью земельных долей.

По данным Минсельхоза России,[1] несмотря на снижение площади земельных долей, включенных муниципалитетами в списки невостребованных, в среднем по стране за последние годы (рисунок 1) в отдельных регионах площадь долей достигает 600 — 1000 тыс. га. Такие масштабы усложняют органам местного самоуправления решение задач по сокращению невостребованных земельных долей, в том числе путем регистрации права муниципальной собственности на них.

Государственная Собственность На Землю В 2023 Году

Рисунок 1. Динамика изменения площади земельных долей, включенных в списки невостребованных, в Российской Федерации 

Проводимая органами местного самоуправления работа по оформлению невостребованных долей в муниципальную собственность направлена на их вовлечение в хозяйственный оборот и пополнение местных бюджетов. Поэтому несовершенство нормативного регулирования оборота невостребованных земель ограничивает возможности для роста поступлений доходов в бюджеты муниципальных образований.

В целях решения данной проблемы во исполнение поручения Президента России[2] разработан и принят Федеральный закон от 29.12.

2022 № 639-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон № 639-ФЗ), предусматривающий усовершенствование порядка вовлечения в оборот долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе невостребованных.

Изменения направлены на достижение целей Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации[3] и предусматривают:

  • наследование земельных долей, в том числе являющихся выморочным имуществом, в соответствии с гражданским законодательством;
  • особенности оборота невостребованных земельных долей и связанные с ними дополнительные полномочия местных органов власти, информация о которых приведена на рисунке 2.

Государственная Собственность На Землю В 2023 Году

Рисунок 2. Особенности оборота невостребованных земельных долей 

Кроме того, Федеральным законом № 639-ФЗ установлена обязанность органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, утверждать списки невостребованных земельных долей, в случае если общим собранием участников долевой собственности не принято решение по таким долям. Ранее указанное полномочие являлось правом органа местного самоуправления, а не его обязанностью. Предполагается, что принятые меры позволят увеличить площадь используемых земель в целях сельскохозяйственного производства и обеспечить защиту прав собственников земельных долей.

Обращаем внимание, что помимо вышеупомянутых положений, уполномоченным органам власти в своей работе необходимо учитывать особенности предоставления и изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения, обусловленные утверждением новой стратегии развития агропромышленного комплекса до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.09.2022 № 2567-р), с результатами анализа которых можно ознакомиться здесь.

5. Порядок ведения государственного реестра земель с/х назначения

Эффективность вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения зависит от ряда факторов, одним из которых является учет достоверных сведений о состоянии и текущем использовании земельных участков. В этих целях на федеральном уровне Минсельхозом России ведется работа по формированию государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения (далее – Реестр).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.2023 № 154 «О порядке ведения государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения» определены правила ведения Реестра (далее – Правила), который является подсистемой Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения [4].

Реестр предназначен для автоматизации процессов сбора, обработки, хранения, анализа и представления информации о землях сельскохозяйственного назначения и об их использовании, полученной по результатам государственного мониторинга земель данной категории, а также иных сведений, полученных в том числе посредством СМЭВ.

Сведения в Реестр предоставляются рядом поставщиков. Их перечень приведен на рисунке 3.

Государственная Собственность На Землю В 2023 Году

Рисунок 3. Поставщики сведений в Реестр

Государственная Собственность На Землю В 2023 Году

Рисунок 4. Сведения, предоставляемые в Реестр органами государственной власти субъектов Российской Федерации посредством СМЭВ

Реестр является важным источником информации для организации и проведения мероприятий по земельному надзору, а также получения сведений о фактическом использовании земельного участка, подтвержденных в ходе проведения таких мероприятий. Правилами предусмотрено безвозмездное предоставление сведений из Реестра лицам, являющимся правообладателями земельных участков, к которым относятся:

  • собственники земельных участков;
  • землепользователи и землевладельцы;
  • арендаторы земельных участков.

Таким лицам сведения предоставляются посредством ФГИС ЕПГУ в виде паспорта земельного участка.

Как отмечено на сайте Правительства, «ресурс станет инструментом оценки состояния земель для сельскохозяйственного производства. Он позволит быстрее находить возможности для новых агропроектов, в том числе по наращиванию производства продовольствия».

Учитывая специфику сведений, содержащихся в Реестре, хочется обратить внимание на возможность использования Реестра в качестве дополнительного источника получения сведений о значениях ценообразующих факторов земельных участков сельскохозяйственного назначения при проведении государственной кадастровой оценки земель.

Сбор сведений об объектах недвижимости, влияющих на их стоимость, является одной из основных и трудоемких задач в ходе проведения кадастровой оценки.

Использование информационных систем Минсельхоза России в этих целях прямо предусмотрено Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке [5], поскольку это позволяет получить важные исходные данные о земельных участках, отсутствующие в ЕГРН.

Отдельные сведения, размещаемые в Реестре, которые могут быть использованы при определении кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения, приведены на рисунке 5.

Государственная Собственность На Землю В 2023 Году

Рисунок 5. Сведения Реестра, возможные для использования при определении кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения

Перечень лиц, которые могут быть заинтересованы в получении соответствующих сведений для использования их при осуществлении полномочий (функций), а также защиты своих законных прав и интересов, связанных с применением кадастровой стоимости земель, приведен на рисунке 6.

Государственная Собственность На Землю В 2023 Году

Рисунок 6. Лица, заинтересованные в получении сведений из реестра земель сельскохозяйственного назначения

Качество сведений и своевременность наполнения ими Реестра может оказать влияние не только на повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, но и на достоверность результатов государственной кадастровой оценки таких земель. Использование дополнительных данных позволит снизить вероятность возникновения споров о результатах определения кадастровой стоимости и сократить объем недополученных налоговых и неналоговых доходов бюджетов в результате оспаривания.

  • Заключение
  • Необходимость реализации рассмотренных новаций законодательства, регулирующих земельные отношения, влечет не только возникновение дополнительной ответственности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, но и появление возможности использования новых инструментов для повышения эффективности деятельности в земельно-имущественной сфере.
  • Грамотно организованная работа по выполнению всех необходимых требований нормативных правовых актов позволяет обеспечить комплексный подход к развитию субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также снизить вероятность возникновения замечаний со стороны контрольно-надзорных органов.
  • В связи с этим заинтересованным органам власти целесообразно:
  1. Привести административные регламенты по оказанию услуг по предоставлению земельных участков в соответствие с измененными положениями законодательства;
  2. Определить случаи установления в 2023 году льготной арендной платы по договорам аренды земельных участков, а также размер такой платы;
  3. Оценить уровень доступности в муниципальных образованиях сети «Интернет», достаточного для обеспечения проведения электронных аукционов по продаже (аренде) земельных участков, и при необходимости определить муниципальные образования, на территории которых до конца 2025 года могут проводиться «бумажные» аукционы в рамках статьи 39.18 ЗК РФ;
  4. Обеспечить регистрацию сотрудников профильных отделов и их обучение работе в ГИС Торги и на электронных площадках для организации электронных аукционов по продаже (аренде) земельных участков и заключения договоров в электронной форме;
  5. Учесть новые полномочия органов местного самоуправления по работе с невостребованными земельными долями;
  6. Рассмотреть возможность использования сведений государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения при проведении государственной кадастровой оценки земель. 

Больше информации о новациях законодательства в сфере земельно-имущественных отношений вы можете получить на бесплатном вебинаре, который состоится 30 марта 2022 года в 10:00. Подробности здесь.

  1. По всем интересующим вас вопросам соответствующей тематики Вы можете обратиться к экспертам БФТ-Холдинга:
  2. question@bftcom.com,
  3. тел. +7 (495) 784-70-00
  4. [1] Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2020 году
  5. [2] Часть 1 подпункта «а» пункта 1 перечня поручений Президента России по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 13 февраля 2020 г. № Пр-234ГС

[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 № 731 «О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации» 

[4] https://efis.mcx.ru/landing/

Федеральный закон от 24 июля 2023 года № 370-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" — Российская газета

  • Принят Государственной Думой 12 июля 2023 года
  • Одобрен Советом Федерации 19 июля 2023 года
  • Статья 1

Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147; 2014, № 26, ст. 3377; № 30, ст. 4218, 4225; 2015, № 29, ст.

4339, 4350, 4378; 2016, № 27, ст. 4267, 4306; 2017, № 31, ст. 4766; 2018, № 1, ст. 90; № 32, ст. 5133, 5134; № 53, ст. 8411; 2019, № 31, ст. 4442; № 52, ст. 7820; 2020, № 42, ст. 6505; 2021, № 1, ст. 33; 2022, № 18, ст. 3009; № 41, ст. 6947; 2023, № 12, ст. 1890; № 14, ст. 2373; № 25, ст. 4417, 4433; № 26, ст.

Читайте также:  Книга Учета Движения Трудовых Книжек Законодательные Требования И Правила Оформления В 2023 Году

4675) следующие изменения:

  1. 1) пункт 4 статьи 35 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:
  2. «4) отчуждение объекта культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» путем продажи на конкурсе либо продажи на аукционе, если предметом аукциона является объект культурного наследия, находящийся в собственности субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.»;
  3. 2) статью 397 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6. Размер арендной платы за земельный участок, на котором расположен объект культурного наследия, приватизированный путем продажи на конкурсе в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», устанавливается равным одному рублю в год на весь срок выполнения условий конкурса по продаже такого объекта.»;

  • 3) пункт 8 статьи 398 дополнить подпунктом 86 следующего содержания:
  • «86) на срок выполнения условий конкурса по продаже объекта культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственником такого объекта, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом;»;
  • 4) статью 3920 дополнить пунктом 14 следующего содержания:

«14.

Исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен объект культурного наследия, приватизированный путем продажи на конкурсе в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», возникает у собственника такого объекта после выполнения условий конкурса по продаже такого объекта, которое подтверждается актом приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.».

Статья 2

Внести в статью 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4148; 2003, № 28, ст. 2875; № 50, ст. 4846; 2004, № 41, ст. 3993; 2005, № 1, ст. 17; № 25, ст. 2425; 2006, № 1, ст.

3, 17; № 17, ст. 1782; № 27, ст. 2881; № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст. 834; № 31, ст. 4009; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5553; № 48, ст. 5812; 2008, № 30, ст. 3597; 2009, № 19, ст. 2281; № 29, ст. 3582; № 52, ст. 6418, 6427; 2011, № 1, ст. 47; № 13, ст. 1688; № 30, ст. 4562; № 49, ст. 7027; № 51, ст. 7448; 2012, № 27, ст.

3587; № 53, ст. 7614, 7615; 2013, № 23, ст. 2881; № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4072; 2014, № 26, ст. 3377; 2015, № 1, ст. 9; № 24, ст. 3369; 2016, № 22, ст. 3097; № 27, ст. 4294, 4306; 2017, № 25, ст. 3593; № 27, ст. 3940; № 31, ст. 4766; 2018, № 1, ст. 90; 2019, № 31, ст. 4426; 2022, № 1, ст. 47; № 29, ст.

5279) следующие изменения:

  1. 1) пункт 7 дополнить словами «, а также случаев, предусмотренных федеральными законами»;
  2. 2) дополнить пунктом 211 следующего содержания:
  3. «211. Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (в том числе арендатор земельного участка, договор аренды которого возобновлен на неопределенный срок), которому такой земельный участок был предоставлен до 1 марта 2015 года, однократно имеет право заключить новый договор аренды такого земельного участка сроком на пять лет без проведения торгов в порядке, установленном статьями 3914 — 3917 Земельного кодекса Российской Федерации, при условии, что:
  4. 1) заключение нового договора аренды такого земельного участка с данным арендатором без проведения торгов не может осуществляться в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 396 Земельного кодекса Российской Федерации;
  5. 2) цели использования земельного участка по новому договору аренды идентичны целям использования земельного участка по ранее заключенному договору аренды такого участка;
  6. 3) земельный участок был предоставлен данному арендатору не для целей строительства, реконструкции и (или) эксплуатации зданий и (или) сооружений, являющихся объектами капитального строительства, и на нем отсутствуют объекты капитального строительства;
  7. 4) на дату обращения данного арендатора с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка у него отсутствует задолженность по арендной плате за два и более периода уплаты арендной платы, предусмотренных ранее заключенным договором аренды;
  8. 5) на дату обращения данного арендатора с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка у органа государственной власти или органа местного самоуправления, указанных в статье 392 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка;
  9. 6) такой земельный участок испрашивается арендатором не для целей размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций или иных объектов, которые в соответствии с главой V6 Земельного кодекса Российской Федерации могут быть размещены на земельном участке без его предоставления, установления сервитута;

7) такой земельный участок испрашивается арендатором не для использования в целях, предусмотренных статьей 3937 Земельного кодекса Российской Федерации.».

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 4, ст. 251; 2005, № 25, ст. 2425; 2006, № 2, ст. 172; № 17, ст. 1782; 2007, № 21, ст. 2455; № 31, ст.

4009; № 46, ст. 5557; № 49, ст. 6079; 2008, № 20, ст. 2251, 2253; № 30, ст. 3615, 3617; 2010, № 23, ст. 2788; 2011, № 29, ст. 4292; № 30, ст. 4562, 4568; № 50, ст. 7343, 7359; 2013, № 44, ст. 5630; 2014, № 22, ст. 2771; № 26, ст. 3400; № 43, ст. 5799; № 48, ст. 6637; 2015, № 1, ст.

72; № 27, ст. 3947, 3971; 2016, № 1, ст. 11; № 26, ст. 3890; № 27, ст. 4299; 2018, № 27, ст. 3954; 2019, № 10, ст. 890; № 14, ст. 1458; № 31, ст. 4460; 2020, № 31, ст. 5052; 2021, № 27, ст. 5101, 5180; 2022, № 29, ст. 5238, 5287; № 50, ст. 8806; 2023, № 1, ст. 52, 65; № 6, ст.

920) следующие изменения:

1) пункт 5 статьи 3 изложить в следующей редакции:

«5. Если иное не определено настоящим Федеральным законом, особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества устанавливаются федеральным законом.»;

  • 2) пункт 3 статьи 15 дополнить подпунктами 17 и 18 следующего содержания:
  • «17) сведения об установлении обременения такого имущества публичным сервитутом и (или) ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом и (или) иными федеральными законами;
  • 18) условия конкурса, формы и сроки их выполнения.»;
  • 3) пункт 14 статьи 18 дополнить предложением следующего содержания: «В случае обременения государственного или муниципального имущества публичным сервитутом и (или) ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом и (или) иными федеральными законами, существенным условием договора купли-продажи такого имущества, заключаемого на аукционе, является обязанность покупателя соблюдать условия указанного обременения.»;
  • 4) в статье 20:
  • а) наименование изложить в следующей редакции:
  • «Статья 20. Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе«;
  • б) пункт 6 признать утратившим силу;
  • в) в абзаце третьем пункта 7 слова «(за исключением предложения о цене продаваемого на конкурсе имущества)» исключить;
  • г) в пункте 9 слова «, а также заявить только одно предложение о цене государственного или муниципального имущества» исключить;
  • д) в пункте 21:
  • абзац шестой изложить в следующей редакции:
  • «проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, состояние которого признается неудовлетворительным в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — объект культурного наследия, находящийся в неудовлетворительном состоянии), в порядке, установленном указанным Федеральным законом;»;
  • дополнить новым абзацем седьмым следующего содержания:
  • «иные условия в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона.»;
  • абзацы седьмой и восьмой считать соответственно абзацами восьмым и девятым;
  • 5) в статье 28:
  • а) пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:
  • «Приватизация объекта культурного наследия, являющегося зданием, строением или сооружением, путем продажи на конкурсе осуществляется с одновременным предоставлением лицу, приобретающему такой объект культурного наследия, земельного участка, занимаемого таким объектом и необходимого для его использования, в аренду.»;
  • б) абзац четвертый пункта 3 дополнить словами «, за исключением договора аренды земельного участка, заключенного на срок выполнения собственником расположенного на этом земельном участке объекта культурного наследия условий конкурса по продаже такого объекта, проведенного в соответствии с настоящим Федеральным законом»;
  • в) пункт 8 дополнить абзацем следующего содержания:
  • «Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат занятые объектами культурного наследия земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, земельные участки, находящиеся на территории такого субъекта Российской Федерации, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами такого субъекта Российской Федерации.»;
  • 6) в статье 29:
  • а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
Читайте также:  Проход Посторонних По Меже Между Участками В 2023 Году

«1.

Объекты культурного наследия, включенные в реестр объектов культурного наследия, могут приватизироваться в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, преобразуемого в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, путем внесения таких объектов в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества, путем продажи на аукционе (за исключением объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии) или на конкурсе (в отношении объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии) при условии их обременения требованиями к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия, требованиями к сохранению таких объектов, требованиями к обеспечению доступа к таким объектам, требованиями к размещению наружной рекламы на таких объектах и их территориях, а также требованиями к установке надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия.

  1. Объекты культурного наследия, включенные в реестр объектов культурного наследия, за исключением объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, могут приватизироваться субъектами малого и среднего предпринимательства также в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при условии их обременения требованиями, указанными в абзаце первом настоящего пункта, и соблюдения положений пунктов 2 и 3 настоящей статьи.»;
  2. б) пункт 4 изложить в следующей редакции:
  3. «4. В случае приватизации объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, путем продажи на конкурсе условия конкурса должны предусматривать:
  4. 1) требования, установленные охранным обязательством, предусмотренным статьей 476 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а при отсутствии данного охранного обязательства — иным охранным документом, предусмотренным пунктом 8 статьи 48 указанного Федерального закона;
  5. 2) иные требования к сохранению, в том числе реставрации, объекта культурного наследия или его части, установленные федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, на основании запроса федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  6. 3) обязательство покупателя обеспечить разработку в определенный срок проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включая проведение работ по его реставрации, в соответствии с требованиями, предусмотренными подпунктами 1 и 2 настоящего пункта;
  7. 4) обязательство покупателя обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с требованиями, предусмотренными подпунктами 1 и 2 настоящего пункта.»;
  8. в) в пункте 5:
  9. абзацы первый — пятый признать утратившими силу;

абзац седьмой дополнить предложениями следующего содержания: «Задаток для участия в конкурсе по продаже объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, устанавливается в размере 20 процентов кадастровой стоимости такого объекта культурного наследия. Победителю конкурса возвращается часть задатка в сумме, превышающей цену приобретения данного имущества.»;

  • дополнить абзацем следующего содержания:
  • «При проведении конкурса по продаже объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, в информационном сообщении помимо сведений, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, указывается величина повышения начальной цены («шаг конкурса»).»;
  • г) пункт 6 дополнить абзацем следующего содержания:
  • «Документом, подтверждающим выполнение условий конкурса, является акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, выданный новому собственнику такого объекта органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».»;
  • д) дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7.

При приватизации объекта культурного наследия, являющегося зданием, строением или сооружением и находящегося в собственности субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, путем продажи на аукционе, если земельный участок под таким объектом не продается на аукционе, в информационном сообщении помимо сведений, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, указываются сведения о размере арендной платы за земельный участок, занятый таким объектом и необходимый для его использования, и о сроке аренды этого земельного участка.»;

7) в абзаце втором пункта 4 статьи 31 второе предложение исключить;

8) абзац пятый пункта 2 статьи 32 изложить в следующей редакции:

«иные условия, обязательные для выполнения сторонами такого договора в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также иные условия, установленные сторонами такого договора по взаимному соглашению.».

Президент Российской Федерации В. Путин

В чём заключаются основные отличия государственной и муниципальной собственности на землю в 2023 году – ериковское сельское поселение

Это право собственности Российской Федерации и ее субъектов на землю.

К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (ст. 16 ЗК РФ, п. 2 ст. 214 ГК РФ).

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (п. 1 ст. 125 ГК РФ).

В отличие от прежнего земельного законодательства, по которому этот вид собственности был обезличен, ЗК РФ распределил земельную собственность между государственными уровнями.

https://www.youtube.com/watch?v=9qALmt2L7CE\u0026pp=ygVa0JPQvtGB0YPQtNCw0YDRgdGC0LLQtdC90L3QsNGPINCh0L7QsdGB0YLQstC10L3QvdC-0YHRgtGMINCd0LAg0JfQtdC80LvRjiDQkiAyMDIzINCT0L7QtNGD

Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации (федеральная собственность) (ст. 16 ЗК РФ), и земель, находящихся в собственности субъектов РФ.

Определены следующие уровни государственной собственности на землю:

а) федеральная собственность (федеральные земли). К ним относятся прежде всего земли, занятые объектами, отнесенными исключительно к федеральной собственности, а также иные земли, необходимые для осуществления задач федерального значения.

В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 17 ЗК РФ).

В состав федеральных земель, в частности, входят:

  • – земельные участки для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ РФ;
  • – земельные участки, занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности, информатики и связи, метеорологической службы, добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, железнодорожного, воздушного, трубопроводного, речного, морского транспорта федерального значения, федеральных автомобильных дорог, объектами федеральных органов власти, земли ЗАТО, земли лесного и водного фондов федерального значения, земли федерального фонда резервных месторождений и других объектов недр, земли запаса федерального значения;
  • – земельные участки федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, объектов историко-культурного наследия общероссийского и всемирного значения, курортных и лечебнооздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения, включая прибрежные зоны морей и океанов;
  • – земельные участки Российской академии наук, отраслевых академий наук федерального значения, научно-исследовательских учреждений, образовательных учреждений федерального значения, федеральных опытно-производственных хозяйств, сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений, федеральных государственных учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств, государственных конных заводов, племенных, элитно-семеноводчсских хозяйств, государственных мелиоративных систем, конкретный перечень которых утверждает Правительство РФ;
  • – иные земельные участки, предусмотренные федеральными законами и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов РФ; в соответствии с Конституцией РФ, нормами ЗК РФ международными договорами за Российской Федерацией признаются суверенные права и юрисдикция на ее континентальном шельфе (Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации») и в исключительной экономической зоне (Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»).

Земли, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться гражданам и юридическим лицам для застройки, сельскохозяйственного производства и иных целей.

В государственную собственность могут приобретаться земельные участки путем выкупа у частных лиц, на основании дарения и в результате прекращения права муниципальной или частной собственности, по другим основаниям, установленным ЗК РФ и другими законами;

б) собственность субъектов РФ. К ней относятся земли в пределах их административно-территориальных границ, за исключением федеральных, муниципальных земель, а также земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц.

К собственности субъектов РФ относятся:

  • – земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ;
  • – земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;
  • – иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Субъекты РФ в соответствии с гражданским законодательством по предусмотренным им основаниям могут приобретать в собственность земельные участки в результате заключения сделок по приобретению земельных участков, в результате их выкупа для государственных нужд и т.п.

https://www.youtube.com/watch?v=9qALmt2L7CE\u0026pp=YAHIAQE%3D

Специфика права государственной собственности на землю заключается в следующем:

  • – данный вид права собственности характерен высоким уровнем своих субъектов. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3). Таким образом, государство является в правоотношениях собственности представителем народа при осуществлении владения, пользования и распоряжения землей. Оно обязано реализовать свои полномочия собственника не в интересах одного гражданина и отдельных групп лиц, а в совокупном интересе всех проживающих на территории государства народов, с тем чтобы интересы одних народов не удовлетворялись в ущерб другим народам;
  • – государственные земли используются только в соответствии со своим целевым назначением. Земли, находящиеся в собственности государства, могут использоваться в таких целях, какие недопустимы для иных, негосударственных организаций и граждан. Например, использование земель иод размещение предприятий, производящих вооружение; под военные полигоны, аэродромы; под выращивание наркосодержащих культур для медицинских целей и других государственных задач. Таким образом, цели использования земель, находящихся в государственной собственности, многообразны и продиктованы интересами функционирования государства;
  • – основания возникновения права государственной собственности на землю имеют свои особенности. Если граждане и иные негосударственные организации приобретают землю в собственность в порядке реализации законодательства о земельной реформе и по основаниям, предусмотренным законом, то государство наделено земельной собственностью Декретом «О земле», принятым II Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов 8 ноября (26 октября) 1917 г., а в соответствии с принятым ЗК РФ и федеральными законами государственная собственность на землю была разграничена на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность);
  • – правомочия собственности на землю совпадают у государства с правомочиями регулирования землепользования всего земельного фонда, а также осуществлением надзорных функций за использованием земель иными собственниками. Поэтому предусмотрен правовой механизм пресечения управленческих решений, нарушающих права собственников земли. Так, земельное законодательство запрещает вмешательство в хозяйственную деятельность земельных собственников со стороны государственных органов; в случае издания государственным органом акта с нарушением закона или превышением его компетенции собственник земли вправе обратиться в суд с заявлением о признании такого акта недействительным.
Читайте также:  Компенсация За Слуховой Аппарат Глухим В 2023 Году

Обобщая характеристику государственной собственности па землю, можно сделать следующие выводы:

Формы собственности. Государственная и муниципальная собственность в общей системе права собственности

Для того чтобы правовые нормы стали реальными, должен происходить процесс присвоения собственности. Присвоение — это динамика собственности, форма экономической реализации [1] . Только тогда, когда владелец присваивает ренту, процент или прибыль, происходит преобразование правовых форм собственности в ее экономическую форму — в систему производственных отношений.

Отношения экономической реализации собственности в конечном счете всегда имеют целью удовлетворение материальных и экономических потребностей владельца экономических условий производства и непосредственных производителей, что невозможно без фактического присвоения.

Конституция РФ признает равными все существующие формы собственности, приводя их примерный перечень. Вопросы собственности отмечены в ст. 8, 9, 34—36, 71, 72, 114, 130 Конституции.

При этом следует отметить, что конституционно не закреплен исчерпывающий перечень форм собственности: ст. 8 предусматривает признание и защиту частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Также в Конституции отсутствуют нормы, которые установили бы основную или ведущую форму собственности.

  • Статья 212 ГК РФ 1 дублирует перечисленные Конституцией формы собственности — частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности, подвергая названные формы собственности дальнейшему членению в зависимости от того, находится имущество в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований.
  • В строго юридическом смысле в Конституция РФ говорится о двух формах собственности: частной и публичной (государственной и муниципальной, сюда же можно отнести и общенародную собственность), иные формы собственности обозначены в качестве отдельной группы, но их содержание не раскрыто.
  • В рамках общественной (публичной) собственности следует выделить государственную, муниципальную и так называемую общенародную собственность.

Государственная собственность рассматривается как собственность всех членов российского общества. При этом государственная собственность реализуются путем присвоения через отношения владения государственным аппаратом, олицетворяющим социально-экономические интересы всех без исключения слоев населения, профессиональных и социальных групп общества.

Муниципальная собственность — это отношения общего присвоения территориальной общиной населенного пункта имущества, природных объектов, финансовых активов. Этот вид собственности обладает следующими признаками:

  • — это общественная собственность населенного пункта;
  • — это материальная и финансовая основа местного хозяйства, самоуправления;
  • — это негосударственная собственность, принадлежащая населению соответствующих поселений, а не народу в целом или частному владельцу;
  • — от имени местной общины права на владение, пользование и распоряжение осуществляют избранные населением местные советы и их исполнительные органы;
  • — тесно связан с обеспечением социально-экономических потребностей населения данного территориального образования [2][3] .

Общенародная собственность предусматривает принадлежность общественного достояния каждому в отдельности и одновременно всем, при этом собственность народа выражается прямо (непосредственно).

Мировая практика свидетельствует о том, что приоритетным видом собственности, особенно в рамках формирования рыночной системы, является частная, выступающая в формах единичной, партнерской либо корпоративной частной собственности.

Единичная собственность складывается тогда, когда физическое или юридическое лицо единовластно реализует триаду полномочий собственника. Единичная форма собственности зачастую представлена простыми товаропроизводителями (семейное либо фермерское хозяйство) либо отдельными частными лицами с правом использования наемного труда.

  1. Партнерская собственность выступает объединяющим фактором для слияния капитала нескольких юридических или физических лиц для дальнейшего осуществления ими совместной предпринимательской деятельности (предприятия, образованные на основе паевых взносов учредителей).
  2. Корпоративная собственность возникает при формировании капитала предприятия путем продажи акций как титулов собственности.
  3. В настоящий момент актуальными являются также иные возможности реализации частной собственности, такие как венчурный бизнес, предпринимательские объединения и пр.
  4. К иным формам собственности, обозначенным Конституцией РФ и ГК РФ, но не обоснованным, можно отнести индивидуальную собственность, кооперативную собственность, собственность религиозных организаций, смешанные и иные формы собственности.

Следует отметить, что в таком случае речь фактически идет о выделении субъектного критерия собственности при выделении различных форм собственности. При этом независимо от субъекта права собственности все формы собственности в России равны, что закреплено сг. 212 ГК РФ.

  • Каждая функциональная форма собственности выражает прежде всего уровень зрелости общественного труда, свидетельствует о развитии общественных отношений в рамках права собственности.
  • Особое внимание в рамках заданной темы необходимо уделить коллективной собственности, выделяемой ранее законодательно наравне с государственной и частной формами собственности.
  • Под коллективной собственностью в цивилистике подразумевалась собственность, принадлежащая некоему коллективу и необходимая для его функционирования, это могло быть имущество коллективного предприятия, кооператива, арендного или акционерного предприятия, хозяйственного общества или объединения, политической партии, религиозной общины или организации и пр. [4]
  • В настоящее время данные формы собственности распределены между частной и иными формами, а коллективная форма собственности цивилистами не выделя-

ется. Конституция РФ и ГК РФ коллективную собственность как форму собственности также не предусматривают, а общая собственность, принадлежащая нескольким лицам, в качестве коллективной именоваться не должна, ибо это ведет к неправильной правовой оценке природы общей собственности.

Помимо традиционной для отечественной цивилистики классификации нрава собственности в зависимости от форм собственности и от субъектов права собственности возможна классификация по иным признакам.

  • 1. В зависимости от количества субъектов, имеющих право собственности на один и тот же объект, следует различать:
    • — индивидуальное право собственности;
    • — право общей собственности (ГК РФ, гл. 16).

    Фактически учет различий двух указанных видов права собственности имел место в практике законотворчества, начиная со времен римского права.

    В отечественной научной и учебной литературе право общей собственности не рассматривалось как имеющее признаки самостоятельного вида, а лишь констатировалось его наличие и давалась (как правило, очень подробная) характеристика [5] .

    Это можно объяснить тем, что в советском гражданском праве не допускалась общая собственность различных форм, а, следовательно, общая собственность выглядела как разновидность правового режима права собственности в пределах одной формы собственности.

    В условиях, когда упомянутые ограничения отпали, а принцип равенства всех форм собственности (субъектов права собственности) получил легальное закрепление, не стало никаких препятствий для классификации права собственности на индивидуальную и совместную (с множеством лиц).

    • 2. В зависимости от особенностей объекта правоотношений собственности различают:
      • — право собственности на общие (обычные) объекты гражданских прав;
      • — право собственности на специальные объекты гражданских прав.

      К первым можно отнести право собственности на любые вещи частного права, которые свободно находятся в гражданском обороте и не имеют специфики правового режима, связанной с особенностями этого объекта.

      Ко вторым можно отнести право собственности на вещи частного права, специально выделенные в актах гражданского законодательства с целью установления особого правового режима. Это, например, право собственности на землю (ГК РФ, гл. 17), право собственности на жилье (ГК РФ, гл. 18), право собственности на вещи, ограниченные в гражданском обороте.

      Таким образом, в зависимости от критерия возможны различные варианты классификации права собственности.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector