Основные отличия ревизии от аудита

Каждый человек хотя бы раз в жизни слышал такие слова как аудит или ревизия. Большинство людей считает, что эти понятия идентичны, а потому они преследуют одинаковые цели. Однако профессионалы финансовой сферы знают основные отличия, которые существенным образом разделяют эти два понятия. Попробуем и мы разобраться в этом вопросе более подробно.

  • Содержание статьи

Определение

Аудит представляет собой оценку деятельности компании с разных сторон, таких как финансовая, производственная, техническая, проектная, энергетическая, ресурсная.

Таким образом, существует несколько направлений аудита, каждое из которых сосредоточено на оценке определенной сферы деятельности предприятия.

Аудиторскую деятельность проводят внешние специализированные аудиторские фирмы и контролирующие органы, сотрудники которых обязаны иметь профессиональное образование и соответствующий опыт работы. По итогам проведения анализа составляется аудиторское заключение по установленному образцу.

Основные отличия ревизии от аудита

Ревизия является частью финансового аудита, основная цель которой — проверить законность проводимых финансовых операций в компании и их правильное отражение на счетах бухгалтерского учета. Ревизию проводят как независимые контролирующие органы, так и сотрудники, входящие в штат компании.

Анализу подвергаются первичные бухгалтерские документы, денежные средства, имущество, ценные бумаги, разнообразные формы отчетности. Ревизия, проводимая собственными силами компании,  позволяет выявить и устранить в будущем недостатки, которые возникают в ходе осуществления сотрудниками своей работы.

Эта деятельность способна повысить эффективность внутреннего контроля на предприятии.

Сравнение

Таким образом, можно сказать, что аудит является более широким понятием, нежели ревизия. Он затрагивает все сферы компании, а его результаты отражают общую картину деятельности фирмы.

В итоге они могут повлиять на стратегические решения, принимаемые руководством, например, на изменение политики компании, внедрение современных технологий энергосбережения, привлечение к работе высококвалифицированных специалистов, разработку новых проектов. Ревизия обладает узконаправленным действием, изучая лишь финансовую сторону.

Ее результаты могут быть использованы при принятии решений об имуществе и обязательствах компании, разработке финансовой политики, устранении ошибок, возникших при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности.

Выводы TheDifference.ru

  1. Аудит представляет собой более широкую деятельность, ревизия же является лишь его составной частью;
  2. Аудит проводится только внешними специалистами, в то время как ревизия может быть осуществлена и сотрудниками компании, например, бухгалтерами или товароведами;
  3. Результаты ревизии могут входить в отчет о проводимой аудиторской проверке, в то время как результаты аудита в отчете по ревизии никак не отражаются.

Отличие аудита от ревизии

  • Отличие аудита от ревизии можно классифицировать по следующим признакам:
  • По цели: аудит – предоставление заключения относительно полноты, достоверности и законности проверенной информации;
  • ревизия – выявление незаконных и экономически нецелесообразных хозяйственных операций и привлечение к ответственности виновных лиц.
  • По задачам:
  • Задачи аудита: подтверждение аудиторским заключением проверенной информации;
  • Задачи ревизии: обнаружить незаконные и нецелесообразные операции; принять меры относительно возмещения нанесенного вреда и привлечения ответственности виновных лиц; профилактика появления незаконных и нецелесообразных операций.
  • По характеру отношений:
  • Аудит: предпринимательская деятельность.
  • Ревизия: исполнительская деятельность.
  • По правовому регулированию:
  • При аудите отношения между аудитором и клиентом регулируются хозяйственным и гражданским правом, отношения строятся на основе договора, имеют горизонтальную связь, характерными признаками которой являются добровольность, равноправие и подотчетность аудита заказчику.

Отношения между ревизором и клиентом строятся по вертикальным связям на основании инструкций и распоряжений вышестоящих организаций или государственных органов. Ревизора назначают, а не выбирают.

По объектам:

Данные аудита не точные, а приблизительные. Аудитор выявляет все, что ведет к искажению информации и ухудшению финансового состояния предприятия.

Данные ревизии максимально точные. Ревизор выявляет все, что нарушает действующее законодательство.

В качестве объекта ревизии выступают различные осуществленные на предприятии хозяйственные, финансовые операции, факты, которые формируют определенные хозяйственные процессы и нашли свое соответствующее документальное отражение.

Ревизия на каждом конкретном субъекте хозяйствования охватывает движение всего комплекса активов и обязательств, а также все изменения в капитале.

  1. По затратам:
  2. Услуги аудитора оплачивает клиент, включая затраты на оплату аудиторских услуг к валовым затратам и на себестоимость продукции.
  3. При ревизии оплату проводят за счет бюджета.
  4. По практическим задачам:
  5. Аудит направлен на улучшение финансового состояния клиента, привлечение средств через инвесторов и кредиторов, оказание консультационных услуг.
  6. Ревизия направлена на сохранение активов, предотвращение и профилактику злоупотреблений.
  7. По ответственности:
  8. Аудитор несет ответственность за некачественные проверки перед клиентом и пользователями согласно нормам гражданского права, перед АПУ – согласно Закону Украины «Об аудиторской деятельности».
  9. Ревизор несет ответственность перед органом, назначившим ревизию согласно нормам трудового права.

По результатам проверки:

Аудитор выдает аудиторское заключение относительно аудируемой информации, высказывает мнение относительно достоверности финансовой отчетности. При написании письма руководству (отчета аудитора) предоставляет рекомендации для заказчика. Сохраняет конфиденциальность информации, полученной от заказчика.

Ревизор составляет акт ревизии, в котором указывает все выявленные недостатки и вносит предложения относительно возмещения нанесенного ущерба. Передает информацию вышестоящему органу, при выявлении злоупотреблений – правоохранительным органам. При этом обязательным условием является освещение информации.

Различия аудита и ревизии

В зависимости от приемов и способов контроля и системы контрольных процедур различают аудит, ревизию, судебно-бухгалтерскую экспертизу. Они являет составными элементами финансово-хозяйственного контроля.

Аудит, ревизия и судебно-бухгалтерская экспертиза рассматривают один предмет (хозяйственно-финансовую деятельность организаций), а также используют совместные методические приемы и процедуры контроля.

Объектами контроля для них являются одинаковые источники информации, законодательные и нормативно-инструктивные акты по вопросам финансово-хозяйственного контроля, первичная учетная документация, регистры бухгалтерского финансового и управленческого учета, финансовая отчетность хозяйничающих субъектов. Совместное для них также и то, что они обосновываются свои выводы документально проверенными доказательствами. Вместе с тем между аудитом, ревизией и судебно-бухгалтерской экспертизой существуют отличия.

Отличие ревизии от аудита:

1) Цель ревизии – проверка обоснованности и целесообразности действий должностных лиц приемами и методами, характерными для ревизии.

Потребность в аудиторских проверках наиболее актуальна в организациях, в которых работники действуют строго в соответствии с утвержденными бизнес-процессами.

Аудитор по документам выявляет отклонения в действиях работников при выполнении операций конкретного бизнес процесса.

2) Ревизор выявляет ответственность должностного лица. По итогам работы ревизора могут быть собраны материалы для принятия решения о соответствии лица занимаемой должности, его материальной и уголовной ответственности. Аудитор выявляет слабые стороны бизнес процессов.

По итогам его работы ставится задача изменения правил ведения процессов или ужесточения требований к их соблюдению. Специальных нормативных документов, где прописывались бы требования к действиям ревизора, нет.

Деятельность аудитора регламентирована специальными документами, которые получили название стандартов аудиторской деятельности.

[flat_ab id=»5″]

3) Ревизор проверяет финансовую и хозяйственную деятельность. Аудитор проверяет бухгалтерскую и финансовую отчетность.

4) Обязанность ревизора – определить обоснованность и целесообразность действий должностных лиц. Обязанность аудитора – представить квалифицированное мнение об отчетности организации.

5) Ревизия выявляет виновных лиц и причины неэффективных действий и нарушения законодательства. По итогам ревизии принимаются решения о мерах дисциплинарного воздействия, возможна передача дел в следственные органы.

В ходе аудита проверяется соответствие процессов нормам и правилам, определенным положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и другими нормативными документами. По аудиторским документам, содержащим отрицательное мнение, принимаются решения об изменении процессов в учетном органе и движении первичных документов.

Этические нормы аудита запрещают высказывать свое мнение о должностных лицах, определять их виновность. Ревизор может высказать строго обоснованное мнение о должностных лицах.

Отличие самого понятия ревизия и аудит

Понятие аудита
значительно шире понятий ревизии и контроля. Аудит обеспечивает не только
проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по
оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и
увеличения прибыли. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса.

Общим между аудитом и ревизией прежде всего является то, что они проводятся на
основе документально проверенных показателей.

Однако между ними есть и
существенные отличия, которые можно рассматривать с их сущностью, целями,
характером, правовым регулированием, объектами, связями, принципу оплаты
работы, практическими задачами и результатами.

Главной задачей
государственной контрольно-ревизионной службы является осуществление
государственного контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их
сохранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в
министерствах и других центральных органах исполнительной власти,
государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а
также на предприятиях и в организациях, которые получают (получали) средства из
бюджетов всех уровней, разработка предложений по устранению выявленных
недостатков и нарушений и предотвращению их в дальнейшем.

[flat_ab id=»5″]

Читайте также:  Оформление купли-продажи земельного участка: особенности темы

Аудит это предпринимательская деятельность а ревизия нет

Аудит является видом
предпринимательской деятельности, тогда как ревизия представляет собой
исполнительную деятельность.

Контрольно-ревизионный аппарат и аудиторы
используют во время проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий
одинаковые методические приемы, источники информации, в частности,
законодательные и нормативно-правовые акты, первичные документы и регистры
бухгалтерского учета, баланс и отчетность. Правовое регулирование ревизии и
аудита также разное.

Аудит как независимая форма контроля добровольно
выбирается владельцем, который формулирует вопросы, на которые аудиторы должны
дать обоснованные выводы для дальнейшего усовершенствования работы предприятия.

Кредиторы, акционеры, учредители, владельцы ценных бумаг и другие субъекты
заинтересованы, чтобы проверка достоверности отчетности была проведена
надлежащим образом, чтобы правильно были начислены и уплачены налоги в бюджет,
ибо в этом случае, если будут конфликтные ситуации с налоговой администрацией,
они будут иметь надежная защита в лице аудитора или аудиторской фирмы.

Отличия аудита от ревизии по организационным формам проведения

Аудит отличается от
ревизии не только целями, но и организационными формами проведения. Аудит
выполняют независимые аудиторские фирмы или лица, осуществляющие частную
предпринимательскую деятельность, имеют сертификат и включены в Национальный
реестр на проведение аудита, причем на платной основе по договорам с
администрацией различных предпринимательских структур.

Аудитор и аудиторские фирмы несут ответственность перед внешними потребителями (акционерами, кредиторами) относительно качества сделанного заключения в соответствии с заключенным договором и действующим законодательством. Существенным отличием аудита от ревизии является не только перечень выявленных недостатков, но и подробные инструкции аудитора относительно того, как их исправлять.

Основные отличия аудита от ревизии

В настоящее время появился ряд специальных изданий по аудиту применительно к отечественной практике, где понятие «ревизия» механически заменяется на «аудит», т.е. авторы этих изданий не видят принципиальных различий между указанными понятиями. По мнению многих российских исследователей, аудит — это та же ревизия, только называется по-другому.

Свою точку зрения они обосновывают тем, что аудит и ревизия имеют одну и ту же методологическую и методическую основу при проведении проверок, одну и ту же цель, а именно: проверку соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям. Появление аудита они связывают с закономерным процессом преобразования одной формы контроля в другую, при этом считают, что само содержание контроля существенных изменений не претерпело.

На практике можно встретить и иные случаи, когда роль ревизии чрезмерно сужается и сводится преимущественно к выполнению методических приемов фактического контроля, чаще всего — к инвентаризации имущества (например, ревизии кассы, товаров на складе и т.п.).

При этом подходе квалификация ревизоров рассматривается как невысокая и необходимая лишь для того, чтобы фактически снять остатки имущества и сравнить полученную информацию с данными бухгалтерского учета.

(На ряде крупных промышленных предприятий ревизоры, согласно закрепленным за ними должностным обязанностям, выполняют именно эту функцию — инвентаризацию остатков незавершенного производства, материалов, готовой продукции и т.д.).

Приведенные выше мнения, на наш взгляд, ошибочны и объясняются, как правило, не совсем глубоким, а иногда и просто поверхностным взглядом на контроль, его сущность, задачи, функции и формы осуществления. По мнению авторов настоящего издания, ревизия и аудит — самостоятельные формы финансово-хозяйственного контроля.

Проводя анализ понятия аудита, данного в п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», можно выявить два характерных признака, одновременное соблюдение которых позволяет определенный вид деятельности считать аудитом:

1) аудит — это предпринимательская деятельность;

2) аудит — деятельность по проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц.

Здесь специально не рассматривается понятие независимости аудита, поскольку последнее является принципом контроля вообще, а не признаком, характеризующим исключительно аудит (рис. 1).

Рис. 1. Аудит и ревизия по отношению к проверяемому экономическому субъекту

Приступая к анализу официального термина «аудит» заметим, что определение предпринимательской деятельности дается в Части I Гражданского кодекса РФ, согласно которому (ст.

2), «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Отношения между аудиторской организацией и аудируемым лицом регламентируются заключаемым между ними договором возмездного оказания услуг, по которому аудиторские организации (индивидуальные аудиторы) выступают в роли исполнителя, а аудируемое лицо — заказчиком (см. гл. 39 ГК РФ).

При этом и аудиторская организация (индивидуальный аудитор), и аудируемое лицо являются равнымиучастниками (ст. 1), т.е. самостоятельными и независимыми друг от друга хозяйствующими субъектами. Следует отметить также, что важнейший принцип при заключении договора — свобода договора (ст.

421 ГК РФ), выражаемая, в частности, в свободном выборе контрагента. Таким образом, свойством аудита считается горизонтальный тип отношений «проверяющий — проверяемый».

Ревизия, напротив, характеризуется вертикальным (административным) типом отношений.

Действительно, ревизия назначается вышестоящим органом управления, которым может быть собрание акционеров (в акционерном обществе), собрание участников (в обществе с ограниченной ответственностью) и т.д.

, либо вышестоящим должностным лицом — руководителем (для проверяемого подразделения внутри организации). Ревизия может быть внутрисистемной (в рамках холдинга) или внутрихозяйственной (в рамках одного предприятия).

Решение о проведении ревизии оформляется распорядительным документом (приказом, распоряжением руководителя, протоколом собрания акционеров и т.п.).

Цель ревизии (за исключением ряда случаев, прямо предусмотренных законодательством) также устанавливается не законом, а лицом (органом управления), назначившим проверку, указывается в распорядительном документе о проверке и чаще всего состоит в том, чтобы определить, насколько назначенный менеджер нижестоящего уровня в управленческой иерархии выполняет волю стоящего над ним собственника (руководителя).

Считается, что ревизионный контроль в условиях административно-командной системы управления народным хозяйством СССР был средством закрепления государственной власти. По существу, ту же цель преследует ревизия в рыночных условиях, изменился лишь характер собственности.

Далее, согласно законодательному определению, целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации».

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения» (п. 3 ст. 1 указанного закона).

Таким образом, в круг задач аудитора прямо не входит исследование вопросов эффективности деятельности аудируемой организации, целевого расходования средств, соответствия управленческих решений стратегическим задачам развития бизнеса и т.д.

Согласно закону, аудит (понимаемый как собственно аудит — без учета услуг, сопутствующих ему) ограничен лишь проверкой бухгалтерского учета и отчетности, а все иные вопросы, которые в нашей стране традиционно рассматривались в ходе ревизии, исключены из целей аудиторской деятельности. Это и понятно.

Внешние и внутренние пользователи информации, в том числе собственники организации, всю интересующую их информацию могут получить непосредственно путем чтения финансовой отчетности.

Поэтому они заинтересованы лишь в том, чтобы бухгалтерский учет и составляемая на его основе финансовая отчетность были достоверными, поскольку только на основе правильной учетной информации можно сделать верные выводы и принять правильные управленческие решения. То же самое можно увидеть в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», согласно п. 3 ст.

1 которого задачей бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности». Иначе говоря, аудитор должен лишь оценить степень достоверности отчетности, все остальное входит в компетенцию ее пользователей.

Читайте также:  Доверенность на управление автомобилем от юридического лица: как оформить и срок ее действия

Анализ исторического развития контроля также позволяет констатировать, что аудит (в современном его представлении) появился в Англии, Франции, США из-за потребности в объективной оценке отчетности акционерного товарищества с тем, чтобы иметь достоверные данные о действительном финансовом состоянии предприятия и результатах его хозяйствования за определенный период.

Напротив, при проведении ревизии рассматриваются разные вопросы, в том числе о состоянии организации бухгалтерского учета и составления отчетности. Однако рамками данного вопроса ревизия, как правило, не ограничивается.

Ее задачи связаны также с оценкой эффективности деятельности структурных подразделений, отдельных управленческих решений, выявлением случаев нерационального расходования средств, хищений, злоупотреблений и т.д.

Если полностью абстрагироваться от других свойств аудита и ревизии, то можно сделать вывод о том, что в рамках охватываемых проверкой вопросов аудит служит частью (этапом)ревизионного процесса.

Именно в этих двух направлениях, на наш взгляд, прослеживается принципиальное различие между аудитом и ревизией. В связи с этим интересно рассмотреть понятие так называемого внутреннего аудита.

Согласно отечественному стандарту аудита «Изучение и использование работы внутреннего аудита», под последним понимается «организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля». Внутренний аудит создается в каждой организации индивидуально исходя из особых целей и задач, поставленных перед внутренними аудиторами руководством или собственником организации. На практике внутренний аудит решает широкий спектр задач, в том числе проводит проверку бухгалтерского учета и отчетности, оценку эффективности деятельности структурных подразделений организации и системы внутреннего контроля и т.д.

Если соотнести определения внутреннего аудита, собственно аудита, нашедшего отражение в законе, а также ревизии, можно сделать вывод о том, что первому из них присущи, скорее, признаки ревизии, чем аудиторской деятельности.

Действительно, внутренний аудит не является предпринимательской деятельностью, решение о проведении проверки принимается «сверху» и оформляется распорядительным документом.

Данная форма контроля не ограничивается рамками проверки бухгалтерского учета и составления отчетности проверяемой организации, а решает специальные задачи.

Рассматривая другие отличия аудита от ревизии, изложенные ниже, можно выявить также иные моменты, общие для ревизии и внутреннего аудита. Для того чтобы составить более четкое представление, основные различия аудита и ревизии отразим в табл. 1. [6, с.10-16]

Таблица 1 — Основные различия между аудитом и ревизией

Признак сравнения Аудит Ревизия
Степень зависимых проверяющих от проверяемых Относительная (аудиторская организация в финансовом отношении зависима от аудируемого лица) Абсолютная (члены ревизионной комиссии в организационном и финансовом отношении независимы от проверяемых подразделений)
Страхование профессиональной ответственности Обязательно в случае обязательного аудита в соответствии с законом Необязательно
Вид деятельности Предпринимательская, осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг Как правило, не является предпринимательской: осуществляется на основе распределительного документа (решение, протокол, приказ, распоряжение и др.). В ряде случаев может проводиться на основании договора возмездного оказания услуг
Тип отношений «проверяющих — проверяемых» Горизонтальный («равные участники») Вертикальный «административный»
Цель (задачи) проверки Определяется законом: выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ Определяется органом управления исходя из индивидуальных потребностей бизнеса, в том числе возможна проверка правильности ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности
Наличие лицензии на право осуществления деятельности Обязательно в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности Не предусмотрено
Квалификационные требования Для аудитора обязательно наличие квалифицированного аттестата Тоже
Приемы и методы работы Выбираются самостоятельно, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации, аудиторского заключения Выбираются самостоятельно
Пользователи аудиторского заключения Внутренние и внешние пользователи финансовой (бухгалтерской)отчетности Ограниченный круг лиц, определяемый внутренним нормативным документом (как правило, только собственники и исполнительное руководство)
Нормативное регулирование На уровне государства (закон, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ) с соблюдением правил (стандартов): федеральных, внутренних для профессиональных аудиторских объединений, отдельных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов Внутренние нормативные документы (положения, стандарты). Отдельные обязательные случаи деятельности ревизионных комиссий определены законодательством

Учебно-методические материалы Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России). Внутренний аудит и ревизия: сходство и различия (Т.Н. Иванова, Специально для системы ГАРАНТ, 2011 г.)

Внутренний аудит и ревизия: сходство и различия

Внутренний контроль организации может иметь различную структуру. Очень часто внутренний контроль и ревизия трактуются одинаково. Рассмотрим их принципы деятельности и отличительные особенности.

Внутренний аудит и ревизия имеют много общего: документальный и фактический контроль, оценка достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности с использованием общих методик, соответствие формирования учетной политики и ведения бухгалтерского и налогового учета нормативным актам. Однако, как видно из табл. 1, внутренний аудит и ревизия принципиально различаются. У них не совпадают цели, объекты проверки, задачи, обязанности и достигаемые результаты.

Таблица 1. Сравнительные характеристики внутреннего аудита и ревизии

Критерии сравнения Внутренний аудит Ревизия
Нормативное регулирование деятельности Законодательно не регламентируется Законодательно не регламентируется
Цели деятельности Направлен на совершенствование хозяйственной деятельности организации для достижения поставленных целей путем оценки и повышения эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления Направлена на сохранность активов, пресечение и профилактику злоупотреблений.
Проверка обоснованности действий должностных лиц организации
Объект проверки Бизнес-процессы на основе данных бухгалтерского и управленческого учетов, соблюдение должностными лицами нормативно-правовых актов и исполнение ими должностных обязанностей Финансовая и хозяйственная деятельность организации на основе данных бухгалтерского учета
Задачи Оценка рисков хозяйственной деятельности и выявление рисков системы внутреннего аудита (контроля), оценка эффективности системы внутреннего аудита, совершенствование средств контроля Проверка результата хозяйственной деятельности (последующий контроль)
Обязанности Тестирование эффективности хозяйственной деятельности, оценка рисков принимаемых управленческих решений.
Осуществление постоянного контроля
Выявление фактов нарушения, определение лиц, виновных в тех или иных нарушениях
Результат Заключение об эффективности системы внутреннего аудита (контроля) для снижения рисков хозяйственной деятельности. Составление плана мероприятий по результатам проверки с целью устранения или снижения рисков и контроль его выполнения Отчет о фактических нарушениях, на основе которого разрабатываются мероприятия и принимаются меры по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности
  • Ревизия
  • Ревизия является одним из методов финансового контроля и представляет проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций за отчетный период.
  • Ревизия — это способ последующего контроля за производственной и хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий, организаций и учреждений, в процессе которого устанавливаются законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных хозяйственных операций, ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующими нормативно-законодательными актами, а также достоверность учетных и отчетных показателей.
  • Основными задачами ревизии являются:
  • — выявление хозяйственных и финансовых нарушений, хищений, бесхозяйственности;
  • — установление причин и условий, способствующих хозяйственным нарушениям, злоупотреблениям и хищениям, виновных в этом должностных лиц;
  • — принятие мер по возмещению причиненного ущерба, выявление неиспользованных резервов, повышения эффективности производства.
  • В процессе ревизии:
  • — фиксируются только документально подтвержденные факты злоупотреблений, бесхозяйственности, халатного отношения к исполнению служебных обязанностей, нарушений финансовой дисциплины, требований действующего законодательства, нормативных положений и инструктивных указаний, причин, условий возникновения и последствий нарушений;
  • — выявляются неиспользованные резервы эффективности производства;
  • — проверяется система обеспечения сохранности хозяйственных средств, а также соблюдения действующих стандартов по учету и отчетности.

В зависимости от органов, осуществляющих ревизии, их подразделяют на ведомственные, вневедомственные и внутрихозяйственные. Ревизии, проводимые внутри организации, называются внутрихозяйственными. В их обязанности входит контроль деятельности структурных подразделений организации.

По результатам проведенной ревизии составляется акт, на основе которого разрабатываются мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков производственно-хозяйственной деятельности организации и мобилизации внутрипроизводственных резервов. Ревизии в рамках деятельности организации проводятся, как правило, один раз в год перед проведением годового собрания.

Ревизия является формой государственного контроля. Он охватывает контроль бюджетных правоотношений.

Органами государственного финансового контроля выступают специальные подразделения Администрации Президента РФ, Совета Федерации РФ, Правительства РФ, а также соответствующие структуры представительных и исполнительных органов субъектов федерации: Счетная палата, Федеральная служба по финансовым рынкам, Министерство финансов РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), Федеральная налоговая служба, Центральный банк РФ и другие.

Для проведения ревизии составляется и утверждается программа, в которой указываются цели ревизии, объект, конкретные аспекты контроля и основные вопросы ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, который является официальным финансовым документом. На его основе разрабатываются мероприятия и принимаются меры по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.

Читайте также:  Заявление на отпуск за свой счет: образец, правила написания

Внутренний аудит

Внутренний аудит проводится систематически, а число выполняемых им обязанностей значительно больше. Объектом контроля внутреннего аудита является не только бухгалтерская служба, но и другие подразделения, для которых на стадии тестирования и планирования были определены риски.

Внутренний аудит может проводиться специализированной компанией или внешним консультантом (аутсорсинг). Внешний аудитор также может оказывать услуги по оценке, разработке и внедрению систем внутреннего финансового контроля и систем управления рисками при условии, что персонал аудиторской организации не выполняет функций управления.

В отношении оказания услуг по внутреннему аудиту внешним аудитором организации следует руководствоваться «Правилами независимости аудиторов России», одобренными Советом по аудиторской деятельности при Минфине России (протокол N 71 от 22.12.2008, Правило 18). Чтобы нейтрализовать возникающие в этом случае риски угрозы независимости, необходимо, чтобы менеджмент аудируемой организации нес ответственность за:

  1. — всеобъемлющую систему внутреннего контроля (создание и поддержание системы внутреннего контроля, включая ежедневный контроль и необходимые процедуры в отношении авторизации, выполнения и записей бухгалтерских транзакций);
  2. — определение границ, рисков и частоты исполнения внутренних аудиторских процедур;
  3. — исполнение предписаний, которые были даны аудируемой организации, в случае проведения внутреннего аудита и обычной аудиторской проверки.
  4. Если внешний аудитор не уверен в выполнении данных предписаний, ни он, ни аудиторская фирма, ни какой бы то ни было член ее аудиторской сети не может участвовать в проведении внутреннего аудита аудируемой организации.
  5. Как правило, внешний аудитор должен воздерживаться от оказания клиенту аудиторской проверки услуг внутреннего аудита, поскольку они могут подразумевать выполнение аудиторской организацией услуг, выходящих за рамки общепринятых стандартов аудиторской деятельности.

Исполнение значительной части функций внутреннего аудита в организации клиента может создать угрозу отсутствия или ослабления самоконтроля, и аудиторская организация должна оценить такую угрозу. В Законе Сарбейнса-Оксли содержится запрет на оказание внешним аудитором услуг по внутреннему контролю для публичных компаний.

Основные различия внутреннего аудита и ревизии представлены в табл. 2.

Таблица 2. Различия внутреннего аудита и ревизии

Задачи Внутренний аудит Ревизия
Оценка рисков Да Нет
Регулярность контроля Постоянная во времени 1 раз в год
Объекты контроля Бизнес-процессы Данные бухгалтерского учета
Метод контроля для достижения поставленных целей Оценка системы внутреннего контроля (аудита) с целью устранения или снижения рисков деятельности Фиксирование конкретных обнаруженных нарушений
Оценка достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности Да Нет

Иванова Татьяна Николаевна,

методолог Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Учебно-методические материалы Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России). Трансформация финансовой отчетности российских предприятий в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Начиная с этого года, Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России) приступает к публикации материалов, самостоятельное изучение которых позволит Вам выполнять программу ежегодного повышения квалификации, не отвлекаясь от основной работы. Иными словами Вам предложена альтернатива семинарам.

Учебно-методические материалы включают в себя следующие пособия*:

«Интерактивный практикум: составление бухгалтерской (финансовой) отчётности коммерческой организации» (Алабушина Н. А., Панина Л. М.)

  • «Международные стандарты финансовой отчётности. Часть 1 (темы 1 — 10, 12, 27 — 31)
  • Вспомогательные материалы для подготовки по программе «Внутренний аудит», состоящие из следующих тем:
  • Тема 1. «Теоретические основы создания и функционирования систем внутреннего контроля»:

— Теоретические основы создания и функционирования систем внутреннего контроля (Иванова Т.Н.).

Тема 2. «Нормативное регулирование внутреннего аудита»:

— Нормативное регулирование внутреннего аудита (Иванова Т.Н.);

— Международные стандарты внутреннего аудита (Иванова Т.Н.);

— Стандарты аудиторской деятельности (Иванова Т.Н.);

— Профессиональная этика внутреннего аудитора (Иванова Т.Н.);

— Закон Сарбейнса-Оксли (Иванова Т.Н.);

— Закон об аудиторской деятельности (Иванова Т.Н.);

— Закон о противодействии коррупции (Иванова Т.Н.).

Тема 3. «Организация службы внутреннего аудита»:

— Экономические основы создания службы внутреннего аудита (Иванова Т.Н.);

— Внутренние стандарты, регулирующие работу СВА и ее специалистов (Иванова Т.Н.);

— Положение о системе внутреннего аудита (СВА) (Иванова Т.Н.);

— Внутренний аудит и ревизия: сходство и различия (Иванова Т.Н.);

— Создание службы внутреннего аудита (Иванова Т.Н.).

Вопросы для самопроверки. Темы N 1-3.

— Вопросы для самоподготовки;

— Тесты для самопроверки (Иванова Т.Н.);

— Ответы к тестам для самопроверки (Иванова Т.Н.).

  1. Тема 4. «Порядок проведения внутреннего аудита»:
  2. — Порядок проведения внутреннего аудита
  3. — Предварительный контроль
  4. — Плановый контроль
  5. — Существенность в бухгалтерском учете и внутреннем аудите
  6. — Документальный контроль и применяемые процедуры
  7. — Применение выборочной проверки во внутреннем аудите
  8. — Понятие финансового анализа
  9. — Консультирование как составная часть внутреннего аудита
  10. — Последующий контроль и хранение документации
  11. — Мониторинг внутреннего аудита
  12. — Тесты для самопроверки
  13. — Вопросы для самоподготовки
  14. Тема 5. «Оценка хозяйственных рисков внутренним аудитором при осуществлении деятельности организации»:

— Понятие риск-менеджмента (Иванова Т.Н.)

— Классификация рисков хозяйственной деятельности (Иванова Т.Н.)

— Внутренний контроль предпринимательских рисков в организации (Иванова Т.Н.)

— Общая стратегия деятельности организации (Иванова Т.Н.)

— Оценка финансовых результатов деятельности организации (Иванова Т.Н.)

— Риски существенного искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности (Иванова Т.Н.)

— Процесс оценки рисков в организации (Иванова Т.Н.)

— Значимые риски (Иванова Т.Н.)

— Оценка рисков системы внутреннего аудита организации (Иванова Т.Н.)

— Тесты для самопроверки (Иванова Т.Н.)

  • — Вопросы для самопроверки
  • Тема 6. «Задачи внутреннего аудита в области бухгалтерского учёта и формирования бухгалтерской (финансовой) отчётности»:
  • Часть первая

— Соответствие учётной политики требованиям законодательства (Иванова Т.Н.);

— Реализация продукции. Дебиторская задолженность (Иванова Т.Н.);

— Основные средства (Иванова Т.Н.);

— Денежные средства (Иванова Т.Н.);

— Система снабжения. Кредиторская задолженность (Иванова Т.Н.);

— Движение товарно-материальных ценностей (Иванова Т.Н.);

— Производство продукции (Иванова Т.Н.);

— Инвестиции. Финансовые вложения (Иванова Т.Н.);

— Тесты для самопроверки (Иванова Т.Н.);

— Вопросы для самопроверки (Иванова Т.Н.);

Часть вторая

— Расчёты с персоналом (Иванова Т.Н.);

— Связанные стороны (Иванова Т.Н.);

— Инвентаризация имущества и обязательств (Иванова Т.Н.);

— Непрерывность деятельности (Иванова Т.Н.);

— Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы (Иванова Т.Н.);

— События после отчётной даты (Иванова Т.Н.);

— Оценочные значения (Иванова Т.Н.);

— Информация по сегментам (Иванова Т.Н.);

— Участие в совместной деятельности (Иванова Т.Н.);

— Налог на прибыль организаций (Иванова Т.Н.);

— Бухгалтерская (финансовая) отчётность (Иванова Т.Н.);

— Надёжность и безопасность информационных систем (Иванова Т.Н.);

— Учёт нормативных требований (Иванова Т.Н.);

— Вопросы для самопроверки (Иванова Т.Н.).

* Материалы лекций представлены, как они были опубликованы в печатном виде в соответствующих номерах журнала «Вестника ИПБ» («Вестник профессиональных бухгалтеров») — свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС 77-29785 от 11 октября 2007 года.

Adblock
detector