Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок» (о госзакупках) вступил в действие с 1 января 2014 года. Он сменил действовавший с 2005 года закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг». Именно закон 94-ФЗ заложил фундамент централизованного регулирования госзакупок. Причина, по которой было принято решение о таком централизованном контроле за всеми госзакупками — рост доходов бюджета в «нулевые» годы, что вылилось в резкое повышение объема госзаказа.
Организациями, проводящими свою закупочную деятельность по 44-ФЗ, являются:
- различные министерства, государственные ведомства и агентства, а также их структурные подразделения;
- администрации субъектов федерации и муниципалитеты;
- бюджетные организации всех уровней;
- автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП), расходующие выделяемые из бюджета средства.
Контрактный управляющий — кто это такой?
Одним из нововведений Закона о госзакупках стало введение института контрактной службы (службы заказчика), ответственной за все закупки организации. При этом такая служба в обязательном порядке должна существовать у организаций, чей годовой объем закупок превышает 100 миллионов рублей. Согласно 44-ФЗ, контрактный управляющий единолично управляет всеми закупками организации при двух условиях:
- объем ее закупок не превышает 100 миллионов;
- отсутствует контрактная служба.
На практике, контрактный управляющий в зависимости от размера организации и уровня компетенций, может занимать должности:
- главы службы заказчика;
- его заместителя;
- специалиста по закупкам;
- председателя или члена закупочной комиссии.
Отметим, что обычно должности председателя и членов комиссии занимают по совместительству, поэтому управляющий или заместитель управляющего могут быть председателем закупочной комиссии. А специалисты занимать должности членов комиссии.
Обязанности
Если говорить о его функциях, то скажем, что управляющий имеет те же обязанности, что и обязанности службы заказчика. Главное отличие — контрактный управляющий действует в одном лице. При этом исполнение всех этих функций управляющим будет разбито на несколько этапов. И первый из этих этапов будет планирование.
Планирование
Процедуры планирования — начало всех закупочных процедур. В общем виде трудовые функции управляющего на этом этапе выглядят так:
- составление и обоснование планов-графиков;
- размещение их в Единой информационной системе «Госзакупки» (ЕИС);
- внесение изменений и дополнений и отражение этих изменений в ЕИС.
Часто при составлении плана закупок контрактный управляющий будет проводить консультации с профильными специалистами. Возможно, кто-то поможет ему создать итоговый документ, но ответственность по его проверке все равно лежит на контрактном управляющем. На управляющем же и будет лежать вся ответственность при выявлении каких-либо нарушений.
Выбор способа определения поставщика
Следующий этап работы, с которым сталкивается управляющий — определить способ выбора поставщика:
- закупка у единственного поставщика;
- либо выбор поставщика на основе конкурентной процедуры.
При выборе закупки у единственного поставщика управляющему нужно знать, какие существуют основания к таким закупкам, уметь правильно выбрать и подготовить дополнительные документы согласно требованиям ФЗ-44.
При выборе конкурентного способа закупки нужно принять аргументированные решения, обосновывающие такой выбор. Контрактный управляющий обязан взвесить все плюсы и минусы каждого из конкурентных способов, которых существует три:
- конкурс;
- аукцион;
- запрос котировок.
Проведение процедуры закупки
Сам этап проведения закупочной процедуры делится на три подэтапа:
- подготовка и размещение контрактным управляющим закупочной документации в ЕИС;
- работа закупочной комиссии по допуску или отклонению поступивших заявок, по определению победителя процедуры или по объявлению ее несостоявшейся;
- управляющий публикует в ЕИС протокол об итогах процедуры.
Контрактный управляющий может сам участвовать в работе комиссии, либо консультировать ее сотрудников, которые будут принимать решение о допуске или отклонении заявок участников.
Исполнение контракта
Если процедура была успешно проведена, то согласно 44-ФЗ управляющий имеет обязанности по заключению и контролю исполнения контракта.
Во-первых, это размещение управляющим контракта в реестре контрактов на ЕИС, а также размещение информации об его исполнении или расторжении. Во-вторых, контрактный управляющий может участвовать в процедуре приемки результатов.
Итак, подведем итог по описанным выше функциям. Контрактный управляющий на регулярной основе:
- занимается планированием;
- осуществляет закупочные процедуры;
- участвует в заключении и контролирует исполнение контрактов.
Нерегулярные функции
Помимо регулярных за управляющим закреплены и нерегулярные функции. Это значит, что выполнять эти функции он будет нерегулярно, возможно, и никогда. Но в случае возникновения необходимости, контрактный управляющий должен уметь выполнять и их.
-
Самый распространенный случай — это претензионная работа, если поставщик или подрядчик выполнил свою работу неправильно. В этом случае управляющий составляет претензию и отправляет ее поставщикам.
-
Ситуация на противоположном полюсе — обжалование претензий на действия или бездействия заказчика. Фактически, здесь управляющий обжалует претензии на свои собственные действия. В этой ситуации управляющий должен:
- ответить на претензию;
- принять участие в рассмотрении этой жалобы в контролирующем органе (Федеральной антимонопольной службе (ФАС);
- аргументировано отстоять там свою позицию.
3. Следующая немаловажная обязанность — обеспечить возврат чужих финансовых средств, если имело место внесение финансовых гарантий в виде обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта. Управляющий должен либо сделать это самостоятельно, либо инициировать эти действия.
4. Еще одна область ответственности, отведенная управляющему согласно 44-ФЗ – выстраивать работу с потенциальными поставщиками. Эта работа может проводиться в виде:
- получения консультаций и уточнений;
- получения обновленной информации о новинках товаров, работ, услуг;
- получения сведений об изменениях в ценах.
5. Появление или уход игроков с рынка также может отразиться на закупочной деятельности. Выделяемые бюджетные средства должны быть освоены организацией полностью за указанный период, поэтому управляющий должен прилагать усилия к тому, чтобы у него не было признанных несостоявшимися процедур.
Требования
В настоящий момент требования к контрактному управляющему прописаны в профессиональном стандарте №558 «Специалист в сфере закупок». Внутри этого документа есть информация о требованиях, предъявляемых к сотрудникам, работающим либо в службе заказчика, либо контрактными управляющими.
В данном профстандарте имеется 4 уровня квалификации — от пятого до восьмого. При этом формально контрактный управляющий может занимать свою должность на любом уровне квалификации.
Например, специалист 6-го уровня может:
- заниматься планированием;
- заниматься проведением закупочных процедур.
На 7-м уровне специалист уже занимается:
- проверкой соблюдения условий выполнения контракта;
- проверкой качества поставляемых товаров и услуг.
То есть полноценным контрактным управляющим, выполняющим все возложенные на него 44-ФЗ обязанности, можно стать только на 7 уровне квалификации. Для этого уровня существуют следующие требования:
- высшее образование (магистратура или специалитет);
- дополнительное профессиональное образование в сфере закупок;
- три года стажа работы в сфере закупок.
Без высшего образования и без стажа управляющий может работать только на 5-м уровне квалификации (специалистом).
С высшим образованием (любого типа) и без стажа управляющим можно работать только на 6-м уровне квалификации (заместителем руководителя).
Перейти на 7-й уровень можно, только получив высшее образование по программе специалитета или магистратуры. В любом случае управляющему понадобится дополнительное профессиональное образование (ДПО) в сфере закупок.
Зарплата
В Москве контрактные управляющие и специалисты в сфере бюджетных закупок в среднем могут получать:
- 100 – 140 тыс. р. на руководящих постах;
- до 100 тысяч в должности заместителя руководителя;
- 50-80 тыс. рублей на должностях специалистов.
Места работы
Как уже было сказано, контрактный управляющий или контрактная служба требуются в любой бюджетной организации. Как правило, закупки совершают все бюджетные организации, начиная от детских садов и муниципалитетов и заканчивая субъектами федерации и федеральными органами власти.
Карьера
Карьера контрактного управляющего может развиваться в повышении его уровня квалификации. Также возможно начать работать контрактным управляющим в небольшой организации и, получив там опыт, перейти в более крупную организацию на должность руководителя или заместителя руководителя контрактной службы.
Также возможен вариант «дауншифтинга» — когда специалист уходит из крупной компании и работает управляющим в небольшой организации.
Ответственность контрактного управляющего
Помимо большого круга обязанностей на управляющем лежит и большая ответственность.
Если рассмотреть самый наихудший вариант, то контрактные управляющие могут проходить обвиняемыми по следующим статьям УК:
- мошенничество;
- взяточничество;
- нецелевое расходование бюджетных средств (в размере свыше 1,5 миллионов рублей).
Если нецелевое расходование не превышает 1,5 миллиона, то тогда согласно статье 15.14 КоАП, управляющему придется либо платить штраф в размере от 20 до 50 тысяч рублей, либо он будет отстранен от работы на срок от года до трех лет.
Контрактная служба по 44‑ФЗ — основные требования| 223-1c.ru
автор: Александр Сандульский | 10 февраля 2022
Контрактную службу для организации закупок создают в соответствии с требованиями № 44-ФЗ. В этом же федеральном законе предусмотрена альтернатива — назначение контрактного управляющего.
Критерий выбора между первым или вторым вариантом — объём годовых закупок. То есть контрактная служба и управляющий при организации закупок на предприятии выполняют аналогичные функции.
Различия кроются в суммах с которыми им приходится иметь дело.
В компании обязательно открывается контрактная служба, если сумма годовых контрактных закупок превышает 100 миллионов рублей. При меньшей сумме закупок руководитель организации самостоятельно решает вопрос о том, что выбрать: нанять на работу управляющего или нескольких сотрудников на эту должность или создать полноценный отдел внутри соответствующего подразделения.
https://www.youtube.com/watch?v=eHTHP2KDTm8\u0026pp=ygVZ0J7QsdGP0LfQsNC90L3QvtGB0YLQuCDQmtC-0L3RgtGA0LDQutGC0L3QvtCz0L4g0KPQv9GA0LDQstC70Y_RjtGJ0LXQs9C-INCSIDIwMjMg0JPQvtC00YM%3D
В сумму ежегодных закупок, которая определяет порядок работы управляющего или контрактной службы, входят все закупки услуг или товаров, кроме средств, выделяемых из бюджета на оплату работы штатных сотрудников, отчисления социального плана и любые другие траты, не касающиеся закупок.
В рамках одной компании одновременно нельзя иметь и службу, и нанятых на должности профильных специалистов — это взаимозаменяемые понятия. Это правило действует и в случае нескольких региональных филиалов, которые также будут обеспечиваться специалистами контрактной службы.
Если в головном филиале организована контрактная служба, то все специалисты региональных филиалов, отвечающие за закупки, должны являться её сотрудниками. У каждого сотрудника при этом будет в обязанности вменено обслуживание филиала, в котором он выполняет свою работу.
Выделяются следующие особенности работы контрактной службы:
- Контрактная служба это коллегиальная структура в составе организации, совершающей закупки в рамках госконтрактов и в частных целях.
- В рамках контрактной службы одновременно работает не менее двух специалистов.
- В одной компании может быть только одна подобная структура.
- В приказе Министерства финансов РФ № 158-Н от 31 июля 2020 года, строго определяет основные параметры работы сотрудников контрактной службы вне зависимости от специфики работы вашей организации. Противоречий между должностными инструкциями и требованиями приказа быть не должно.
- Все обязанности внутри службы равномерно распределяются между сотрудниками. Пример — один специалист отвечает за обоснование закупок, второй — утверждает перечень закупаемых товаров, третий — отслеживает оплату и взаимодействие с контрагентами.
Структура службы жестко не регламентируется, но в ее составе было не менее двух человек. Независимо от выбранной формы, у службы должен быть руководитель.
Как правило, если контрактную службу не выделяют в отдельное структуру, то во главе ее становится директор предприятия или один из его заместителей. Отдельно оговаривается, что нельзя включать в состав службы людей по гражданско-правовым договорам.
Закупками могут заниматься только те, кто состоит в полноценных трудовых отношениях с заказчиком.
В законе оговаривается также требования к уровню образования сотрудников контрактных служб. Они должны иметь высшее образование в области закупок или профобразование в какой-то сфере, но при этом дополнительно пройти обучение закупкам.
Есть и ряд ограничений для людей, которые связаны с руководителем контрактной службы. Например, нельзя привлекать близких родственников к экспертизе закупочной документации. И, разумеется, законодатели учли самый очевидный путь возникновения конфликта интересов — какую-либо связь поставщиков с людьми, которые определяют победителей тендеров, аукционов или конкурсов.
- КУ нанимается в штат компании, занимающейся закупками в рамках государственных контрактов и частных нужд, в качестве штатного работника.
- В одной компании может быть один такой сотрудник или несколько человек по разным профилям закупок.
- Направлений, в рамках которых работают КУ, в одной компании может быть сразу несколько. Они никак не пересекаются друг с другом и совершенно при этом независимы.
- Рамки рабочих обязанностей любого КУ закреплены перечнем должностных обязанностей в трудовом договоре и дополнениях к нему.
- Управляющие выполняет самостоятельно все обязанности — от планирования конкретной закупки и поиска контрагента до обоснования цены и размещения информации в ЕИС.
- разработка графика и плана закупок, подготовка любых согласованных изменений для внесения в этот документ, размещение документации в ЕИС и внесение необходимых изменений, установленным в 44-ФЗ способами;
- подготовка и своевременное внесение в ЕИС извещений о том, что компания объявляет закупки, выкладка документов о контрактах и документации об проводимых закупках, а в случае закупок по закрытому типу, КУ или специалист контрактной службы отбирает подрядчиков или поставщиков;
- от начала до конца контролируют закупки и заключение контракта с победителем конкурса;
- в случае, если от одного или нескольких участников конкурсного производства поступает жалоба на процесс выбора победителя, то контрактный управляющий принимает участие в рассмотрении этих жалоб и начале претензионной работы по разбору жалобы;
- при выборе победителя конкурса, в случае, если нужны консультации с участниками конкурсного производства, специалисты контрактной службы организует совещания для выявления особенностей конкурентной среды в исследуемом сегменте рынка.
Основная разница тут состоит в том, что, если специалист контрактной службы строго руководствуется требованиями, указанными в соответствующей статье 44-ФЗ.
В то время как КУ работает согласно перечня функциональных обязанностей, указанных в его трудовом договоре и должностной инструкции.
Например, в 44-ФЗ чётко указано, что специалист контрактной службы должен подготовить ТЗ для публикации в ЕИС и определить максимальную цену контракта. А вот управляющий может этого не делать, если это не указано в его должностной инструкции.
На эти должности может быть назначен только человек, занимающий постоянную должность в штате компании, а не привлеченный со стороны на временную работу специалист. Обязательно высшее образование в сфере закупок или прохождение специальных курсов.
Наличие непрофильного высшего образования, к примеру, в педагогической или технической сфере, не позволит специалисту, назначаемому на такую должность обладать достаточной квалификацией для работы в сфере закупок. Даже профильное образования без соответствующего профессионального опыта не хватит для ведения работы в этой сфере.
При этом, по требованиям законодательства, наличие профильного высшего образования достаточно для работы конкурсным управляющим. Отсюда и довольно большая текучка специалистов, работающих на этой должности, а также досадные ошибки, ведущие к срывам контрактов, административной, а иногда и уголовной ответственности.
Поэтому стоит предварительно хорошо подготовиться к работе на подобных должностях, чтобы избежать финансовых и репутационных потерь.
Отсутствие высшего образования или пройденных курсов квалификации у специалиста контрактного отдела или у лица, назначенного на работу с функционалом конкурсного управляющего, влечёт за собой административную ответственность руководителя компании или замещающего его лица.
Ответственность контрактной службы
- Административные. Решение о применение таких мер могут принимать лишь уполномоченные контролирующие органы. Санкции назначаются на основании положений действующего Кодекса об административных правонарушениях.
- Дисциплинарные. В связи с тем, что такие санкции выносятся в соответствии с действующим трудовым законодательством, назначить их может работодатель. Решение о назначении определенного типа воздействия на представителя контрактной службы может приниматься после проведения внутренней проверки.
- Уголовные. Такие санкции в отношении контрактной службы могут применяться только в том случае, если нанесен существенный ущерб государству. Меры воздействия применяются в отношении физических лиц, если доказано умышленность их нарушений с целью получения выгоды. Тип воздействия в отношении нарушителя может выбирать только суд.
В отношении контрактной службы могут применяться одновременно несколько типов воздействия.
С 1.01.2021 года в работе КУ и контрактных служб введен ряд законодательных изменений, которые нужно иметь в виду:
- внесены изменения в процесс внесения любых изменений в информацию, размещенную в ЕИС;
- участники конкурсного производства теперь дополнительно проверяются перед определением победителя на приводы к административной ответственности. Ранее это было дополнительной опцией, а теперь стало обязанностью для членов комиссии;
- меняется механика внутренней проверки контрагентов и поставщиков в рамках ЕИС;
- устанавливается минимальная доля отечественных товаров или услуг, которые должны обязательно быть в составе контрактов;
- изменяется порядок работы с графиками и планами закупок.
Резюмируя, можно сказать, что специалисты контрактных служб или КУ должны иметь профильное высшее образование и релевантный опыт работы. Их обязанности схожи, но в некоторых моментах отличаются.
Для организации контрактной службы в вашей компании, нужно, чтобы общая сумма закупок было больше чем 100 млн рублей в год.
В иных случаях можно нанять несколько управляющих, каждый из которых может вести отдельное направление по закупкам и контрактам.
Контрактный управляющий по 44-ФЗ в 2023 году: всё, что нужно знать | МБОУ Акимовская СОШ
В 2023 году вступят в силу новые положения приказа о контрактной системе в сфере госзакупок. Одним из ключевых изменений станет назначение контрактного управляющего на каждый контракт.
Что такое контрактный управляющий и какую должностную инструкцию он будет иметь? Для создания понимания этой новой роли и ее обязанностей представим пример деятельности контрактного управляющего в контракте по поставке офисного оборудования.
Пример: контрактный управляющий следит за соблюдением всех положений контракта, проверяет документы и счета поставщика на соответствие контракту и законодательству. Также он участвует в составлении протоколов и приемки товара и обеспечивает своевременную оплату поставок.
Для регулирования работы контрактного управляющего была принята инструкция и положения, которые будут осуществлять службы контрактного управления госзакупок.
Если у вас возникли вопросы о назначении контрактного управляющего или о контрактной деятельности в целом, наша статья поможет разобраться в этой теме и узнать все, что нужно знать о контрактном управляющем по 44-ФЗ в 2023 году.
Контрактный управляющий: основные аспекты деятельности
Контрактный управляющий — это профессиональный управленец, который занимается управлением государственных и муниципальных контрактов в сфере госзакупок.
Он назначается на должностную позицию по приказу руководителя учреждения согласно положениям, которые регулируют его деятельность в соответствии с инструкциями и образцами документов, утвержденными службой государственных закупок.
Контрактный управляющий должен знать, что его деятельность по созданию и контролю за контрактной документацией входит в компетенцию госзакупочной службы.
Примерами документов, с которыми должен работать контрактный управляющий, являются проекты контрактов, заключенные договоры, акты выполненных работ и другие документы, связанные с проведением государственных закупок.
Контрактная деятельность управляющего должна соответствовать правилам, регламентированным Положением о контрактном управляющем по 44-ФЗ, которое устанавливает требования к квалификации, опыту и навыкам специалиста.
Важно понимать, что контрактный управляющий не является единоличным исполнителем заказчика, но делает все возможное, чтобы государственные и муниципальные контракты были выполнены в полном соответствии с законом и поставленными задачами.
Как проходит процесс назначения контрактного управляющего?
Назначение контрактного управляющего происходит в результате проведения организацией госзакупок процедуры выбора контрактного управляющего согласно положениям статьи 93.4 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ).
В соответствии с инструкциями и регулирующими положениями, при создании должностной контрактной службы организации, ответственной за подготовку и проведение госзакупок, формируется комиссия, которая делает рекомендации по назначению контрактного управляющего.
Назначение контрактного управляющего осуществляется приказом руководителя организации на основании результатов проведения процедуры выбора. Для этого необходимо предоставить определенный набор документов, который устанавливается регулирующими положениями. Такое назначение контрактного управляющего может служить примером для других организаций.
В ходе своей деятельности контрактный управляющий занимается управлением исполнением контракта на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Он также контролирует выполнение обязательств исполнителем контракта и представляет интересы организации, заказчика во всех отношениях, связанных с исполнением контракта.
- Документы, необходимые для назначения контрактного управляющего:
- Заключение комиссии по выбору контрактного управляющего;
- Приказ руководителя организации о назначении контрактного управляющего;
- Доверенность (если контрактный управляющий назначен по доверенности).
Что должен знать заказчик при работе с контрактным управляющим?
Контрактный управляющий по 44-ФЗ – это лицо, которое по определенным правилам назначается на должность и осуществляет деятельность по управлению контрактами, заключаемыми заказчиком и исполнителем, в рамках государственных закупок.
Что делает контрактный управляющий? Он взаимодействует с исполнителями, следит за соответствием контрактных условий, отвечает за корректность и своевременность исполнения, ведет учет и контроль выполнения работ.
При создании государственного контракта контрактный управляющий придерживается контрактной инструкции и положений приказа о его назначении. Здесь, например, могут быть прописаны образцы отчетности, которые должен предоставлять исполнитель.
Помимо этого, контрактный управляющий подчиняется не только контрактной службе заказчика, но и регулирующим органам. Например, управляющий должен знать о положениях закона «О контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок», который регулирует деятельность при выполнении госзаказов.
Важно, что должностной инструкцией контрактного управляющего утверждаются меры ответственности за нарушение законодательства или условий контракта, а также процедуры уведомления заказчика об обнаруженных нарушениях.
В примере работы с контрактным управляющим заказчик должен понимать, что такое контрактная служба, регулирующие документы и какие документы предоставлять. Кроме того, заказчику важно знать об обстоятельствах, в которых контрактный управляющий может привлекаться к ответственности.
Контрактный управляющий закупками по ФЗ 44
ФЗ-44 – это Федеральный закон №44 от 5 апреля 2013 года. Регулирует государственные закупки. Это отдельное направление закупок, подчиняющееся целому ряду правил. Мероприятие осуществляется под непосредственным контролем управляющего.
Какие существуют особенности трудоправового статуса контрактного управляющего в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд?
Кто такой контрактный управляющий
Для проведения госзакупок на основании ФЗ №44 нужно назначить специальную службу или управляющего. Контрактный управляющий – это должностное лицо, которое несет ответственность за закупку, выполнение положений контракта. Он исполняет весь перечень обязанностей, единолично работает от начала закупки до ее завершения.
Некоторые вопросы применения норм об уголовной ответственности за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок
Контрактная служба – это группа должностных лиц, занимающихся госзакупками. На каждого из представителей службы возложена определенная обязанность. Очевидно, что на контрактного управляющего возлагается больше ответственности, чем на отдельного представителя службы.
Обязанности
ВАЖНО! Приказ о назначении контрактного управляющего от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Перечень обязанностей контрактного управляющего содержится в пункте 4 статьи 38 ФЗ №44.
Рассмотрим подробнее этот список:
- Формирование плана закупок, внесение корректировок в этот план.
- Включение плана в единую систему.
- Формирование плана-графика, внесение в него корректировок.
- Помещение в единую систему сведений о проведенных закупках.
- Подготовка документов, сопутствующих госзакупкам.
- Проведение госзакупок, оформление контрактов.
- Участие в делах по обжалованию итогов выбора поставщиков.
- Подготовка документов для отправки исков или претензий.
- Планирование консультаций с поставщиками.
- Прочие полномочия, содержащиеся в ФЗ №44.
Полный перечень функций управляющего приведен во втором разделе типового регламента, установленного приказом Минэкономразвития №631 от 29 октября 2013 года.
Задачи
Контрактный управляющий обязан вести госзакупки от начала мероприятия до его завершения. В частности, он занимается планированием, решением конфликтов с поставщиками, документальным оформлением.
Основная задача специалиста – заключение контрактов, которые будут выгодны заказчику. То есть управляющий должен оформлять контракты с наиболее выгодными условиями.
Цель деятельности контрактного управляющего – экономия бюджетных денег в рамках закупок.
Ответственность
В части 5 статьи 38 ФЗ №44 указано, что управляющий несет ответственность в рамках своих законных полномочий. Обязанности специалиста и его ответственность за их неисполнение оговариваются в должностной инструкции. Контрактный управляющий несет ответственность также на основании ТК РФ. В частности, его работа регулируется статьей 232 ТК РФ.
Если управляющий совершит преступление в рамках исполнения государственного заказа, он будет нести административную и уголовную ответственность. Существуют нарушения, предусмотренные этими статьями:
- Статьи 7.29-7.32 КоАП РФ.
- Часть 7.1, статья 19.5 КоАП РФ.
- Статья 19.7.2 КоАП РФ.
ВАЖНО! За все эти правонарушения накладывается административная ответственность. В рамках этой статьи управляющий будет являться должностным лицом. То есть он несет повышенную ответственность.
Рассмотрим некоторые штрафы, оговоренные в КоАП РФ:
- Статья 7.29.1 КоАП РФ. Несоблюдение порядка установления начальной стоимости госконтракта по оборонному заказу. Накладывается штраф 30 000-50 000 рублей.
- Статья 7.29.2 КоАП РФ. Уклонение от заключения госконтракта по оборонному заказу. Накладывается штраф 30 000-50 000 рублей.
- Статья 7.30, пункт 2.1 КоАП РФ. Нарушение требований к содержанию протокола, составляемого при определении поставщика. Штраф составит 10 000 рублей.
- Статья 7.30, пункт 4.2 КоАП РФ. Утверждение конкурсной документации с нарушением положений ФЗ №44. Штраф составит 3 000 рублей.
Ответственность может накладываться при наличии этих обстоятельств:
- Неисполнение указаний своего руководителя.
- Неисполнение функций и задач, определенных должностной инструкцией.
- Злоупотребление своими служебными полномочиями.
- Предоставление недостоверных сведений о статусе выполнения порученных исполнителю задач.
- Игнорирование техники безопасности, противопожарных правил.
- Создание угрозы деятельности компании.
- Игнорирование трудовой дисциплины.
Сотрудник несет ответственность за нарушение законов, а также положений должностной инструкции.
Требования к должности
Контрактный управляющий – это должностное лицо с расширенным перечнем полномочий. А потому к нему предъявляются повышенные требования. В частности, в пункте 6 статьи 38 ФЗ №44 указано, что контрактный управляющий должен иметь или ВО, или дополнительное образование в области госзакупок.
Можно ли пригласить стороннего контрактного управляющего?
В пункте 2 статьи 38 ФЗ №44 указано, что работодатель может только назначить контрактного управляющего. То есть сотрудник именно назначается. Работодатель не может нанять стороннего специалиста. Контрактный управляющий должен обязательно входить в штат сотрудников компании.
У работодателя есть следующие варианты:
- Принятие в компанию нового работника. При этом с ним нужно оформить трудовое соглашение. Сотрудник принимается на должность или контрактного управляющего, или специалиста другого профиля.
- Перевод штатного работника на должность контрактного управляющего. При этом нужно оформить соглашение об изменении положений трудового договора.
- Сотрудник компании может совмещать свою должность с должностью контрактного управляющего (основание – статья 60.2 ТК РФ). В статье 151 ТК РФ указано, что работнику в этом случае начисляется доплата. Кроме того, должностная инструкция сотрудника корректируется.
То есть единственная возможность нанять стороннего специалиста – это наем нового сотрудника в штат организации.
Какой из рассматриваемых вариантов лучше? Все зависит от конкретных обстоятельств. Если это масштабный заказ, следует назначить на должность контрактного управляющего отдельного сотрудника. Если же госзаказ небольшой, то специалист компании может совмещать обе должности. Это более выгодный для работодателя вариант, так как не нужно будет нанимать нового сотрудника.
Обычно руководитель назначает контрактного управляющего, а не контрактную службу. Выгоды первого варианта очевидны.
В этом случае работодатель может значительно сэкономить, так как не нужно будет организовывать деятельность целой службы. Однако подобный вариант не всегда можно реализовать.
В частности, службу придется организовывать тогда, когда стоимость суммарного годового объема заказов превышает 100 000 000 рублей (основание – пункт 1 статьи 38 ФЗ №44).
Документальное оформление
Контрактный управляющий будет работать на основании двух документов: приказа и должностной инструкции. Форма приказа в законе не оговорена. Документ может быть составлен в свободной форме.
В инструкции указываются все обязанности специалиста, задачи, которые ставятся перед ним. Прописываются критерии оценки деятельности специалиста, условия его работы, а также дополнительные пункты.
Дополнительные нюансы
Можно ли назначать нескольких контрактных управляющих в рамках одной компании? Делать это можно. Основание – пункт 2 приложения к Письму Минэкономразвития №Д28и-1889 от 30 сентября 2014 года. В этом случае нужно хорошо разграничить контракты между управляющими. Ответственность за одну закупку будет нести один управляющий, за вторую – другой.
Контрактный управляющий может являться руководитель организации. Основанием является то, что в законе №44 отсутствует запрет на это. Лицо может совмещать должности руководителя и управляющего.
Задачи контрактного управляющего по 44-ФЗ | Контур.Закупки
Некрупные заказчики могут не создавать контрактную службу, а обойтись одним специалистом — контрактным управляющим.
Это должностное лицо, на которого руководством заказчика возлагается ответственность за проведение закупок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 38 закона 44-ФЗ, контрактный управляющий отвечает не только за проведение закупки, но и за исполнение каждого контракта. В статье расскажем о том, каковы его полномочия, функции и задачи.
Когда назначается
Упомянутая выше статья закона определяет условия, при которых должен быть назначен контрактный управляющий:
- совокупный годовой объем закупок заказчика не более 100 млн рублей;
- у него отсутствует контрактная служба.
Полномочия
Основными полномочиями контрактного управляющего являются:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- подготовка и размещение в ЕИС документов — планов и планов-графиков (в том числе изменений в эти документы), извещений о закупке, закупочной документации, проектов контрактов и предложений принять участие в закупках, которые проводятся закрытыми способами;
- консультации с поставщиками во время планирования закупок для определения лучших цен объектов закупки, технологий и иных параметров;
- обеспечение всего процесса от планирования закупки до заключения контракта;
- при возникновении претензий у одной из сторон в ходе закупочной процедуры — подготовка материалов и участие в рассмотрении дел контролирующими органами;
- иные полномочия, предусмотренные законом.
Задачи и цели
Закон 44-ФЗ определяет полномочия контрактного управляющего в обобщенном виде. При этом из его положений следует, что управляющий является альтернативой контрактной службе.
Соответственно, он должен обладать теми же, что и служба, функциями. А значит, регламент контрактной службы, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 29.10.
2013 № 631, распространяется и на контрактного управляющего.
В соответствии с этим регламентом, на управляющего возлагаются определенные задачи. Далее рассмотрим основные из них.
Организовывать и вести закупки
Под этим подразумевается весь процесс от планирования до окончания исполнения контракта, в том числе разрешение спорных моментов, причем не только с посставщиком, но и государственными органами.
Чтобы обеспечить исполнение этой задачи, к компетенции контрактного управляющего предъявляются определенные требования — им может быть назначено физическое лицо, получившее высшее образование или дополнительное профобразование в сфере закупок.
Работать по закону
В своей деятельности контрактный управляющий должен руководствоваться законом. И речь не только о 44-ФЗ, но и о Конституции РФ, Гражданском и Бюджетном кодексах, об иных нормативных правовых актах о контрактной системе, а также прочих правовых актах.
Приносить выгоду
Еще одна задача управляющего — заключать контракты на выгодных для заказчика условиях. Другими словами, нужно закупать именно то, что необходимо заказчику, по самой лучшей цене.
Таким образом, кратко сформулировать цель назначения контрактного управляющего можно так: он должен обеспечить нужды заказчика по товарам, работам и услугам по максимально выгодной цене в соответствии с законодательством России.
Ответственность
Контрактный управляющий является должностным лицом и в пределах своих полномочий несет ответственность по закону.
Например, за неразмещение плана-графика он лично может быть оштрафован по части 3 статьи 7.30 КоАП РФ на 50 000 руб. Более того, за его некомпетентные действия (бездействие) могут наказать и самого заказчика.
Например, за указанное правонарушение организация будет оштрафован на 500 000 рублей.
Обязанности заказчика
Безусловно, не во всех нарушениях закона бывает виноват исключительно контрактный управляющий. На заказчика также возлагаются обязанности по проведению закупок в соответствии с законодательством, а именно:
- он не имеет права до выявления победителя закупки проводить переговоры с участвующими в ней поставщиками (помимо случаев, для которых такая возможность предусмотрена законом);
- он не должен разглашать сведения, которые стали известны во время закупочной процедуры, если это прямо не предусмотрено законодательством;
- он обязан не допустить возникновения каких-либо оснований, по которым суд может признать заключенный контракт недействительным, в том числе не допустить личной заинтересованности контрактного управляющего в заключении контракта с определенным поставщиком;
- он обязан не допускать нарушения законодательства о контрактной системе, которые повлекут штраф для организации или контрактного управляющего.