С 1 января 2018 года каждый регион сам решает вопрос о применении льготы по движимому имуществу. Ввести льготу могут в течение года «задним числом». Бухгалтеру надо быть начеку и правильно отразить льготу в отчетности.
До 2018 года вопрос о применении льготы в отношении движимого имущества решали федеральные власти. Сравним механизм налогообложения движимого имущества до 1 января 2018 года и после.
Льгота по движимому имуществу: до и после 2018 года
У всех организаций есть льгота по движимым основным средствам 3 — 10 амортизационных групп, принятым на учет после 1 января 2013 года. Они облагались налогом, только если получены в результате реорганизации или ликвидации организаций, а также от взаимозависимого лица (п. 25 ст. 381 НК РФ). | По общим правилам, облагаются все движимые ОС, которые относятся к 3 — 10 амортизационным группам. Это, например, автомобили, мебель медицинская, парикмахерские кресла. Не облагаются движимые ОС только, если в субъекте РФ принят закон, устанавливающий соответствующую льготу. Регионы, которые решили не продлевать освобождение от обложения налогом на имущество движимых ОС, вправе установить ставку налога, не превышающую этот максимум. |
Что относить к движимому имуществу? – ФНС России рекомендует руководствоваться письмом Минпромторга России от 23.03.2018 № ОВ-17590/12
С 2018 года регионы действуют по одному из следующих вариантов (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ):
- освобождают от налога на имущество движимое имущество (при наличии определенных условий);
- для всего движимого имущества вводят льготную ставку (максимум — 1,1%);
- вводят сочетание этих двух правил (как в примере, приведенном далее в статье).
Регионы могут оказаться в числе «молчунов» — тогда для компании действует общий порядок: движимые ОС входящие в 3 — 10 амортизационные группы, принятые на учет после 1 января 2013 года, облагают по ставке 1,1%. Исключение одно — для Крыма и Севастополя действует ставка 1%.
Что делать, если регион неожиданно ввел льготу по движимому имуществу с 2018 года
Сдавайте налоговую отчетность правильно
Будьте в курсе изменений и актуальных вопросов учета по НДС, налогу на прибыль, НДФЛ, страховым взносам
Экспресс-курс
Если ваш регион принял льготу по движимому имуществу в течение 2018 года, то, по сути, она принята «задним числом». Если вы узнали об этом в середине года, то не надо переделывать расчет авансового платежа по налогу на имущество за предыдущие отчетные периоды. Можно будет учесть льготу за налоговый период при сдаче декларации.
Если решите не переделывать расчеты с учетом льготы, то при проверках это ничем не грозит. Переплата по авансовому платежу примется в зачет по итогам за налоговый период.
Пример, как правильно считать авансовый платеж при льготе и ставке 1,1%
Условие: средняя стоимость ОС 3 -10 амортизационных групп за полугодие — 50 000 000 руб., в т.ч. движимого имущества, принятого к учету после 1 января 2013, — 10 000 000 руб.
По региональному закону льготируется имущество с даты выпуска которого прошло не больше 3 лет. Средняя стоимость такого имущества — 2 000 000 руб. Остальное движимое имущество облагается по ставке 1,1%.
Общая ставка налога — 2,2%.
Решение:
- средняя стоимость имущества, облагаемого по ставке 1,1% — 8 000 000 руб. (10 000 000 руб. – 2 000 000 руб.);
- авансовый платеж по ставке 1,1% — 22 000 руб. (8 000 000 руб. x 1,1% / 4);
- средняя стоимость имущества, облагаемого по ставке 2,2%, — 40 000 000 руб. (50 000 000 руб. – 2 000 000 руб. – 8 000 000 руб.);
- авансовый платеж по ставке 2,2% — 220 000 руб. (40 000 000 руб. x 2,2% /4);
- общая сумма платежа за полугодие — 242 000 руб. (220 000 руб. + 22 000 руб.).
Коды льгот по налогу на имущество: порядок отражения в Расчете и декларации
Строка 130 «Код налоговой льготы» | Строка 160 «Код налоговой льготы» | В первой части укажите код льготы в соответствии с Приложением № 6 к Порядку заполнения расчета. Например:
Только при указании льготы 2012000 заполняйте вторую часть строки 130 (160) — номер, пункт и подпункт статьи регионального закона, которыми установлена льгота. По льготам с кодами 2012400 и 2012500 строку 130 (160) не заполняйте. |
Строка 160 «Код налоговой льготы (установленной в виде понижения налоговой ставки) | Строка 200 «Код налоговой льготы (установленной в виде понижения налоговой ставки) | Заполняйте по региональному законодательству.
Если ваша организация не относится к налогоплательщикам, для которых установлена льгота в виде понижения ставки, в этой строке ставьте прочерк. |
Строка 190 «Код налоговой льготы (в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет)» | Строка 240 «Код налоговой льготы (в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет)» | Заполняйте только, если закон субъекта РФ установил для отдельной категории налогоплательщиков налоговую льготу в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет:
|
Куда делся код льготы 2010257 с 2018 года?
Обращаем внимание, что код льготы 2010257 применялся для федеральной льготы согласно п. 25 ст. 381 НК РФ. Федеральная льгота действовала до 1 января 2018 года.
С 2018 года движимое имущество, указанное в п. 25 ст. 381 НК РФ, освобождено от налога на имущество только в том случае, если региональное законодательство предусматривает эту льготу.
Таким образом, код льготы 2010257 больше не используется (письмо ФНС России от 14.03.2018 № БС-4-21/4786@).
Вместо этого для льготы по движимому имуществу, принятому к учету после 1 января 2013 года, используется код 2012000.
Также в связи с передачей из федеральной в регионы льгот и по п. 21 ст. 381 НК РФ нельзя в 2018 году применять коды:
- 2010337 — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с Перечнем из Приложения к Постановлению Правительства РФ от 17.06.2015 № 600;
- 2010338 — в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, в соответствии с Перечнем из Приложения к Постановлению Правительства РФ от 31.12.2009 № 1222.
Рекомендации бухгалтерам по сдаче отчетности по налогу на имущество
Помним, что в ряде регионов льгота по движимому имуществу имеет ограниченный срок действия. Пока законодатели обсуждают отменить или нет взимание налога на имущество с движимого имущества, бухгалтеру надо хорошо ориентироваться в действующем законодательстве. А в условиях быстро меняющегося механизма налогообложения имущества, надо также знать законодательство за прошлые годы, дабы дать грамотное пояснение своих действий налоговикам при налоговой проверке.
Дополнительно по теме: письмо ФНС России от 14.03.2018 № БС-4-21/4786 «О рекомендациях по отдельным вопросам заполнения форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций»
Повышение квалификации и профпереподготовка для бухгалтеров и кадровых специалистов в Контур.Школе. Обновите знания и получите документ об обучении.
Как заполнить новую декларацию по налогу на имущество за 2022 год
- Главная →
- Журнал →
- Налоги →
- Имущественные налоги
В 2023 году организации должны представить декларацию по налогу на имущество на новом бланке. Отчет подается раньше привычного срока. Позитивное изменение — теперь в него включаем меньше сведений. А некоторым компаниям и вовсе не придется отчитываться за 2022 год.
Обновленная форма декларации по налогу на имущество утверждена Приказом ФНС от 24.08.2022 № ЕД-7-21/766@. В приказе также закреплен новый порядок заполнения отчета и электронный формат. Им же отменяется действующая в 2022 году форма из Приказа ФНС от 14.08.2019 № СА-7-21/405@.
Вот что появилось нового:
- появился Раздел 2.2 для участников соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). С 2023 года они получили право уменьшать исчисленные суммы налога и авансов на вычет в размере фактических затрат, по которым предусмотрено предоставление мер господдержки. Поскольку вычет применяется только с 2023 года, то в отчете за 2022 год Раздел 2.2 заполнять не нужно. Участникам СЗПК, не применяющим вычет, включать в декларацию этот раздел не придется и в будущем (Письмо ФНС от 07.11.2022 № БС-4-21/14972@);
- в перечень кодов налоговых льгот внесли код для объектов, расположенных в федеральной территории «Сириус»;
- убрали неактульные коды для «коронавирусных» льгот.
Но главное новшество — российским организациям больше не нужно заполнять Раздел 3. В нем рассчитывается налог по объектам, облагаемым исходя из кадастровой стоимости. Теперь эту часть отчета заполняют только иностранные компании.
Плательщиками налога на имущество признаются все организации, которые имеют облагаемую недвижимость. К ней относятся:
- Объекты, учитываемые на балансе предприятия в качестве основных средств, налоговая база по которым определяется по среднегодовой стоимости (подп. 1 п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375 НК РФ). Напомним, что с 2022 года налог по объекту аренды или лизинга платит арендодатель, даже если он числится на балансе арендатора.
- Объекты, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость на 1 января отчетного года (подп. 2 п. 1 ст. 374, п. 2 ст. 375 НК РФ). Типы таких объектов перечислены в п. 1 ст. 378.2 НК РФ. Это административно-деловые и торговые центры, помещения под офисы, магазины, заведения общепита и другие. Свои перечни объектов устанавливают власти каждого региона.
В декларацию за 2021 год и ранее включались объекты недвижимости обоих типов. Но с отчетной кампании за 2022 год правила меняются: в декларации больше не показываем объекты, база по которым определяется как кадастровая стоимость (п. 6 ст. 386 НК РФ).
Если вся ваша недвижимость облагается налогом на имущество по кадастровой стоимости, подавать декларацию за 2022 год не надо. А если есть объекты, облагаемые по среднегодовой стоимости, включите в отчет только их.
Компании подают декларацию по налогу на имущество раз в год. В связи с введением ЕНС с 2023 года меняется срок подачи отчета — теперь это 25 марта года, следующего за отчетным годом (п. 3 ст. 386 НК РФ). Прежде декларация подавалась до 30 марта.
Если последний день уплаты налога приходится на выходной или праздник, срок продлевается до следующего рабочего дня. Декларацию по налогу на имущество за 2022 год подайте до 27 марта 2023.
Изменился и единый крайний срок уплаты налогов — теперь это 28 число (п. 1 ст. 383 НК РФ). Налог на имущество организаций перечисляем до 28 февраля следующего года, а не как раньше, до 1 марта. Авансы по нему платим до 28 апреля, 28 июля и 28 октября, но только если они предусмотрены законодательством региона.
Декларация по налогу на имущество представляется в ИФНС по месту нахождения недвижимости (п. 1 ст. 386 НК РФ). И это не всегда та инспекция, в которую подается прочая отчетность компании.
Если объектов недвижимости несколько
Если объектов у компании несколько, и они относятся к юрисдикции разных налоговых, можно выбрать одну ИФНС и отчитываться перед ней за все объекты в одном регионе. Но только если выполняются условия:
- Налог по всем региональным объектам начисляется по среднегодовой стоимости.
- Норматив отчислений налога в местные бюджеты региональным законом не установлен.
- Организация стоит на учете в нескольких ИФНС по месту нахождения недвижимости.
Предварительно в УФНС по субъекту сообщите о намерении подавать одну декларацию, направив уведомление по форме из Приказа ФНС от 19.06.2019 № ММВ-7-21/311@.
Уведомлять о централизованной подаче декларации по налогу на имущество нужно ежегодно. Крайний срок — 1 марта года, в котором представлена декларация. Подав уведомление до 1 марта 2023 года, компания отчитывается в выбранную ИФНС:
- за 2022 год;
- за 2023 год — только при ликвидации или реорганизации.
А если решите отчитаться по всем региональным объектам в одну инспекцию за полностью отработанный 2023 год, уведомление нужно будет подать до 1 марта 2024.
В течение года нельзя отказаться от выбранного порядка подачи отчетности, равно как и сменить инспекцию. То есть если до 1 марта 2023 года подать уведомление, необходимо представить декларацию за 2022 год только в выбранную ИФНС.
Обратите внимание: направить уведомление через ЛК налогоплательщика на сайте ФНС не выйдет — такая функция в нем не реализована (Письмо ФНС от 25.02.2021 № БС-4-21/2390@).
Если отчет сдает крупнейший налогоплательщик
Крупнейшие налогоплательщики отчитываются в свою межрайонную или межрегиональную инспекцию, где они стоят на учете. В декларации им нужно указать КПП и код ИФНС по месту нахождения имущества.
Если есть объекты за границей
Российская компания, у которой есть недвижимость за рубежом, облагаемая налогом в РФ, отчитывается за нее в инспекцию по месту своего нахождения. Сумму платежа за пределами страны можно зачесть, представив вместе с декларацией документ об уплате налога. Тогда платить его в России не придется. Либо нужно перечислить лишь разницу между налогом и оплаченной суммой.
Раньше для исключения двойного налогообложения вместе с декларацией и платежным документом организации подавали заявление. С 2023 года делать этого не придется — достаточно подтвердить уплату налога (п. 2 ст. 386.1 НК РФ).
Отчет состоит из титульного листа и нескольких разделов:
Титульный лист | Информация о компании и параметрах отчета | Все налогоплательщики — российские и иностранные организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения, в отношении которого нужно подавать декларацию |
Раздел 1 | Итоговая сумма налога | |
Раздел 2 | Расчет налога с объектов по среднегодовой стоимости, кроме объектов с вычетом по СЗПК | |
Раздел 2.1 | Информация об объектах, оцениваемых для расчета налога по среднегодовой стоимости | |
Раздел 2.2 | Расчет налога с объектов, по которым есть вычет СЗПК (с отчета за 2023 год) | Только участники СЗПК, которые используют вычет |
Раздел 3 | Расчет налога с объектов по кадастровой стоимости | Только иностранные организации |
Раздел 4 | Информация о движимых основных средствах с остаточной стоимостью, если они есть на балансе основной организации или ОП | Все, у кого есть такое имущество |
Поскольку с 2023 года российские компании подают декларацию по объектам только с базой в виде среднегодовой стоимости, то отчет будет состоять как минимум из титульного листа, Раздела 1, Раздела 2 и Раздела 2.1.
Как всегда, оформление отчета начинают с титульного листа. После этого российская организация вносит данные в Разделы 2, 2.1, а с отчета за 2023 год — еще и в Раздел 2.2, если она участвует в СЗПК и применяет налоговый вычет. Затем заполняется итоговый Раздел 1 и в последнюю очередь — Раздел 4.
Титульный лист
Титульник стандартный и заполняется без особенностей. Здесь указываем информацию о компании, налоговом органе, отчетном и налоговом периодах.
Код по месту нахождения (учета) заполняется так:
- по месту нахождения компании — 214 (для крупнейших — 213);
- по месту нахождения правопреемника — 215 (для крупнейших — 216);
- по месту нахождения имущества — 281.
Раздел 2
В декларации одной компании может быть несколько разделов 2. Дело в том, что этот раздел заполняют отдельно по объектам:
- облагаемым по разным ставкам;
- находящимся в разных регионах, в особых зонах, за границей РФ;
- подпадающим под льготу;
- относящимся к определенным типам — пути РЖД, объекты во внутренних водах и другим;
- по которым реализуется и не реализуется СЗПК (кроме объектов, по которым предоставляется вычет — для них предназначен Раздел 2.2).
Полный список случаев, когда в декларации нужно формировать несколько разделов 2, приведен в п. 20 порядка заполнения из Приложения 1 к Приказу № ЕД-7-21/766@ (далее — Порядок).
В Разделе 2 укажите:
- код вида имущества из Приложения 5 к Порядку;
- признак применения СЗПК. Если в разделе есть объекты, по которым реализуется СЗПК — код «1». Если таких объектов нет — код «2»;
- ОКТМО;
- сведения об остаточной стоимости облагаемого / льготного имущества.
В нижнем блоке делают расчет налога на основе исчисленной среднегодовой стоимости объектов и применяемой ставки, а также с учетом льгот и вычетов.
Раздел 2.1
Здесь приводится подробная информация о каждом объекте, который включен в расчет налога в соответствующем Разделе 2. По каждому объекту указывают:
- код номера от «1» до «6» из приведенного тут же перечня. Например, кадастровый номер — код «1»;
- сам номер;
- подробный адрес с кодом региона;
- код ОКОФ;
- остаточную стоимость объекта по состоянию на конец года, в нашем случае — на 31.12.2022.
Если объект выбыл до конца года, в том числе при ликвидации организации, по нему Раздел 2.1 не заполняйте.
Раздел 2.2
В Разделе 2.2 участники СЗПК рассчитывают сумму налога с объектов, по которым им предоставляется вычет. Этот вычет действует с начала 2023 года. Поэтому раздел 2.2 включается в декларацию только с отчета за 2023 год.
Порядок отражения информации такой же, как в Разделе 2. Разница лишь в том, что в Разделе 2.2 дополнительно указывают код номера объекта и сам номер — кадастровый или иной.
Раздел 1
Итоговый раздел заполняют в разрезе ОКТМО. То есть в нем нужно заполнить столько блоков, во сколько ИФНС уплачивается налог в данном регионе.
В каждом блоке указывают:
- признак СЗПК. Если компания не является участницей соглашения, ставят прочерк;
- ОКТМО;
- КБК;
- исчисленный налог за год, в том числе авансы за 1 квартал, полугодие и 9 месяцев;
- налог к доплате или к уменьшению за год.
Раздел 4
В Разделе 4 справочно указывают сведения о движимом имуществе организации. Сейчас оно не облагается налогом, но нельзя исключить, что в будущем он появится.
В строках раздела указывают код региона и среднегодовую стоимость движимого имущества, учитываемого на балансе организации в этом регионе.
Бывает, что компания владеет движимым имуществом в разных регионах. Тогда Раздел 4 включают в состав только одной декларации. В нем заполняют несколько строк — по числу регионов, где есть имущество.
Даже если компании не нужно платить налог на имущество за отчетный год, может быть так, что ей придется подать нулевую декларацию. Подавать или нет «нулевку», зависит от обстоятельств:
Налога нет из-за льгот | Нет облагаемых объектов. Это значит, что компания не является плательщиком налога и на нее не распространяется требование подавать отчетность |
Остаточная стоимость недвижимости равна нулю | Есть только объекты, облагаемые налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости |
С 2023 года российские компании впервые:
- не подают декларацию по налогу на имущество, если владеют только кадастровой недвижимостью;
- отчитываются по объектам, облагаемым по среднегодовой стоимости, на бланке из Приказа ФНС от 24.08.2022 № ЕД-7-21/766@;
- не включают в декларацию объекты, облагаемые по кадастровой стоимости;
- отражают в декларации вычеты по СЗПК (начиная с отчетности за 2023 год);
- представляют отчет в новый срок — до 25 марта (в 2023 году — до 27 марта из-за выходных);
- платят авансы и налог на несколько дней раньше — до 28 числа.
Как отразить в декларациях освобождение от имущественных налогов?
ФНС России письмом от 10 июня 2020 года № БС-4-21/9576@ направила коды налоговых льгот для тех, кто освобожден от налога на имущество, транспортного и земельного налогов.
https://www.youtube.com/watch?v=t-FbcgZcv_Q\u0026pp=ygVb0JrQvtC0INCd0LDQu9C-0LPQvtCy0L7QuSDQm9GM0LPQvtGC0Ysg0JTQstC40LbQuNC80L7QtSDQmNC80YPRidC10YHRgtCy0L4g0JIgMjAyMyDQk9C-0LTRgw%3D%3D
Федеральный закон от 8 июня 2020 года № 172-ФЗ освободил от уплаты транспортный налог, земельный налог, налог на имущество организаций и физических лиц в части налога за периоды владения объектом обложения с 1 апреля 2020 г. по 30 июня 2020 г. (исключительно по имуществу, предназначенному для использования в предпринимательской (уставной) деятельности).
Освободили те организации, которые относятся к МСП и ведут деятельность в пострадавших от коронавируса отраслях.
Дня них налоговики разъяснили, как заполнить соответствующие декларации.
Как отразить в декларации по транспортному налогу
Форма декларации по транспортному налогу утверждена приказом ФНС России от 5 декабря 2016 года № ММВ-7-21/668@. Отметим, декларация состоит из следующих разделов:
- титульного листа;
- раздела 1 «Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет»;
- раздела 2 «Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству».
Начиная с отчетности за 2020 год, представлять декларации по транспортному и земельному налогам не придется. При этом организации по-прежнему должны рассчитывать налог, и перечислять его в бюджет (п.п. 4-7 ст. 363 НК РФ). Однако если в течение 2020 года организация прекращает свою деятельность путем ликвидации или реорганизации, то данные декларации представить все-таки нужно.
Поэтому рассмотрим, как отразить в отчетности трехмесячное освобождение от транспортного налога.
В первой части показателя по строке 240 раздела 2 нужно указать один из кодов налоговой льготы согласно таблице (приведена ниже): 10201, 10202, 10203, 10204, во второй части строки – нули. По строке 250 раздела 2 укажите сумму налоговой льготы в рублях.
Если для вас регионом установлена еще и налоговая льгота, то в первой части показателя по строке 240 раздела 2 нужно указать один из кодов налоговой льготы согласно таблице (приведена ниже), а именно: 10205, 10206, 10207, 10208.
Во второй части показателя последовательно укажите номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым предоставляется льгота.
По строке 250 раздела 2 – сумму налоговой льготы в рублях, в том числе с учетом авансового платежа.
Как отразить в декларации по земельному налогу
Декларация по земельному налогу и порядок ее заполнения утвержден приказом ФНС России от 10 мая 2017 г. № ММВ-7-21/347@. Декларация по земельному налогу состоит из:
- титульного листа;
- раздела 1 «Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет»;
- раздела 2 «Расчет налоговой базы и суммы земельного налога».
Освобождение от налога нужно отразить так.
В первой части строки 220 раздела 2 нужно указать один из кодов налоговой льготы согласно таблице (приведена ниже): 3021501, 3021502, 3021503, 3021504, во второй части строки – нули. По строке 230 раздела 2 укажите сумму налоговой льготы в рублях.
Если есть еще и льгота от муниципалитета, то в первой части строки 220 раздела 2 укажите один из кодов налоговой льготы: 3021505, 3021506, 3021507, 3021508, во второй части строки – реквизиты нормативного правового акта представительного органа муниципального образования. А по строке 230 раздела 2 отразите сумму налоговой льготы в рублях.
Как отразить в декларации по налогу на имущество
Форма налоговой декларации по налогу на имущество организаций утверждена приказом ФНС России от 14 августа 2019 года № СА-7-21/405@. Декларация состоит из титульного листа и четырех разделов.
Декларацию по налогу на имущество нужно будет заполнить так:
- в первой части строки 230 раздела 2 укажите один из кодов налоговой льготы согласно таблице (приведена ниже): 2010501, 2010502, 2010503, 2010504, во второй части – нули, а по строке 240 раздела 2 – сумму авансового платежа по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года;
- в первой части строки 110 раздела 3 укажите один из кодов налоговой льготы согласно таблице: 2010501, 2010502, 2010503, 2010504, во второй части – нули, а по строке 120 отразите сумму авансового платежа по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года.
Если регионом вам предоставлена налоговая льгота, то нужно учесть следующее:
- в первой части строки 230 раздела 2 укажите один из кодов налоговой льготы согласно таблице: 2010505, 2010506, 2010507, 2010508, во второй части – номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта Российской Федерации. По строке 240 раздела 2 отразите сумму налоговой льгот;
- в первой части строки 110 раздела 3 укажите один из кодов налоговой льготы: 2010505, 2010506, 2010507, 2010508, во второй части показателя – номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта Российской Федерации. По строке 120 раздела 3 – сумму налоговой льготы (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года).
10201 | 3021501 | 2010501 | Организации, включенные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. |
10202 | 3021502 | 2010502 | Организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. |
10203 | 3021503 | 2010503 | Некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. |
10204 | 3021504 | 2010504 | Централизованные религиозные организации, религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций, социально ориентированные некоммерческие организации, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций. |
10205 | 3021505 | 2010505 | Организации, включенные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, — в части налога и авансовых платежей по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в части установленной законом субъекта Российской Федерации (нормативным правовым актов представительного органа муниципального образования) налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. |
10206 | 3021506 | 2010506 | Организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые с 2017 года являются получателями грантов Президента Российской Федерации (по результатам конкурсов, проведенных Фондом-оператором президентских грантов по развитию гражданского общества), получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, получателями субсидий и грантов в рамках программ, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг, ведение которого осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, — в части налога и авансовых платежей по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в части установленной законом субъекта Российской Федерации (нормативным правовым актов представительного органа муниципального образования) налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. |
10207 | 3021507 | 2010507 | Некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, ведение которого осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, — в части налога и авансовых платежей по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в части установленной законом субъекта Российской Федерации (нормативным правовым актов представительного органа муниципального образования) налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. |
10208 | 3021508 | 2010508 | Централизованные религиозные организации, религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций, социально ориентированные некоммерческие организации, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций, — в части налога и авансовых платежей по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в части установленной законом субъекта Российской Федерации (нормативным правовым актов представительного органа муниципального образования) налоговой льготы в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. |
Налогообложение движимого имущества с 2023
С 2023 года налог на движимое имущество юридических лиц перешел в категорию региональных налогов, теперь каждый субъект РФ самостоятельно принимает решение о предоставление льгот по налогу, принятое к учету с 01.01.2013 г. (которое ранее не облагалось налогом), т.е. региональные власти могут уменьшить его.
К движимому имуществу относится то, что не связано с землей: ценные бумаги, деньги, объекты, которые переносятся с одного места на другое или демонтируются без ущерба для него и др. (кроме судов внутреннего плавания и космические объекты).
Налогообложение движимого имущества основано на использовании такого имущества для цели извлечения прибыли.
Нормативное регулирование налогообложения
НК РФ ч.2 регулирует налогообложение имущества организации
ГК РФ ч. 1 ст. 130 определяет объекты видов имущества
Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 определяет амортизационные группы имущества
Приказ ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@ определяет форму декларации и порядок ее заполнения
- Устанавливая налог, органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты, определяют особенности определения налоговой базы отдельных объектов имущества, могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
- Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ аудитор, член РСА К. Завьялов
- статью ⇒ Новое в исчислении и уплате льготы на движимое имущество.
Основание для уплаты налога
До 01.01.2023 г. налог на движимое имущество, находящееся на балансе организации с 01.01.2013 г. налог не уплачивался, но налог на имущество перешел в разряд региональных и Федеральный закон от 27.11.
2017 N 335-ФЗ внес поправки о том, что движимое имущество регулируется местным законодательством и не может превышать 1,1%, т.е. могут быть предоставлены льготы по этому налогу. Эти льготы могут быть дифференцированы по годам и по видам деятельности организаций.
Также субъект РФ может принимать законы в отношении льготы в любое время 2023 года задним числом.
Если движимое имущество получено в результате:
- реорганизации или ликвидации
- сделки с взаимозависимым лицом,
то льгота не распространяется
Важно! Если все имущество организации относится к льготному, то обязательно нужно сдавать налоговую декларацию (льгота 0% не освобождает от сдачи отчетов).
Плательщики налога на движимое имущество
Основным показателем для имущества, с которого выплачивается налог, является то, что он является основным средством, то есть использование:
- в течение срока, превышающего 1 год
- с целью получения прибыли
- не для продажи
Налог на движимое имущество не является новым налогом, за исключением того, что он стал региональным. Этот налог платят юридические лица (в том числе обособленные подразделения, с отдельным балансом) на ОСНО. Обособленные подразделения рассчитывают налог по законодательству региона, где они зарегистрированы.
Организации на спецрежимах (УСН и ЕНВД) не платят этот налог.
Порядок уплаты налога на движимое имущество
С 01.01.2023 г. на основании 335-ФЗ от 27.11.2017 субъект РФ принимает решение об освобождении от налога на движимое имущество (с 01.01.2023 г. на балансе как основное средство кроме 1 и 2 амортизационных групп). А если региональный закон не издан, то ставки в 2023 году не могут быть более 1,1%.
Налог на движимое имущество уплачивается ежеквартально авансовыми платежами. Сроки уплаты налога регулируются законодательством субъекта РФ.
В целом, ставка налога на имущество организаций максимально составляет 2,2%, но по движимому имуществу максимальная ставка – 1,1%. Декларация подается ежегодно и при формировании декларации отражается код льготы – 2010257. При этом наличие льготы 0% на все движимое имущество от сдачи отчетности не освобождает, т.е. декларацию нужно сдавать в любом случае.
При этом не нужно выплачивать налог со всего движимого имущества: изменение относится к компаниям, владеющим движимым имуществом 3-10 амортизационных групп.
Порядок расчета налога на движимое имущество
Налоговый период по уплате этого налога един для организаций любого размера и составляет 1 год, но обязательно выплачивать авансовые платежи. Ежеквартальные авансовые платежи необходимо рассчитывать исходя из остаточной стоимости и рассчитанная сумма за квартал делится на 4, так как предусмотрено 4 авансовых платежа в год.
Для расчета авансового платежа необходимо: (нажмите для раскрытия)
Льгота по налогу на имущество 2012000 000400010031
Прежде, чем более подробно ознакомиться с особенностями заполнения бухгалтерской документации в соответствии с обновленными требованиями, необходимо изучить внесенные в закон изменения. Они предполагают, что региональные власти сами могут определять наличие и величину льготы.
Некоторые субъекты полностью отказались от её использования, другие снизили величину налоговой ставки, а другие — продлили её действие. В связи с этим, необходимо заблаговременно уточнять актуальные правила в территориальном отделе ФНС до заполнения соответствующей документации.
Поскольку льгота исчезла из перечня федеральных, её код был изменен. Ведь с 2021 года в соответствии со статьей 381 п.25 НКРФ[1], движимое имущество может быть освобождено от налога только в том случае, если это предусмотрено местным законодательством.
Старый код – 2010257, который использовался ранее для отражения льготы, на текущий момент утратил свою актуальность и не может применяться. Необходимо отметить, что региональные компенсации в авансовом расчете могут предполагать использование трех кодировок. Их расшифровка:
- 2012400 — снижение ставки;
- 20122500 — сокращение суммы налоговых отчислений;
- 2012000 — для всех прочих льгот.
Таким образом, огромное значение имеет разновидность компенсаций, предусмотренная действующими налоговыми правилами конкретного региона.
Изменения в декларации по налогу на имущество
Сведения о вновь созданных юридических лицах, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП, вносятся в ЕРСМСП 10-го числа месяца, следующего за месяцем внесения соответственно в ЕГРЮЛ сведений о создании юридического лица.
Исходя из этого в ЕРСМСП вносились юридические лица, соответствующие критериям МСП, которые были созданы после 1 декабря 2021 года. Но такие организации физически не могли представить налоговую отчетность за 2021 год.
Следовательно, на них не распространялось освобождение по налогам, установленное все тем же пунктом 1 статьи 2 закона № 172-ФЗ.
Такая дискриминация была устранена Федеральным законом от 15.10.2020 № 320-ФЗ. После вступивших в силу изменений помимо организаций, внесенных в ЕРСМСП на основании налоговой отчетности за 2021 год, под указанное освобождение стали подпадать и организации, включенные в ЕРСМСП в связи с созданием в период с 1 декабря 2021 года по 29 февраля 2021 года.
Соответствующее дополнение нашло отражение в графе «Наименование льгот» по строкам кодов 2010501 и 2010505 приложения 6 к порядку заполнения.
Отчетная форма декларации
Налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2020 год его плательщики должны представить в ИФНС не позднее 30.03.2021
(п. 3 ст. 386 НК РФ).
Возникает вопрос: какую форму (прежнюю или обновленную) следует представлять? При ответе на этот вопрос нужно исходить из следующего.