- Принят Государственной Думой 25 июля 2023 года
- Одобрен Советом Федерации 28 июля 2023 года
- Статья 1
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2007, № 26, ст. 3089; 2008, № 20, ст. 2259; № 52, ст.
6235, 6236; 2009, № 29, ст. 3597; 2010, № 11, ст. 1176; № 19, ст. 2291; № 31, ст. 4193; 2011, № 1, ст. 23; № 19, ст. 2714; № 47, ст. 6602; № 50, ст. 7362; 2012, № 24, ст. 3082; № 31, ст. 4320; № 47, ст. 6403, 6404, 6405; № 53, ст. 7602; 2013, № 14, ст. 1666; № 19, ст. 2323; № 26, ст. 3207, 3208, 3209; № 27, ст. 3469, 3477; № 30, ст. 4025, 4029, 4031, 4040; № 31, ст.
4191; № 44, ст. 5624; № 48, ст. 6163; № 49, ст. 6343; № 51, ст. 6683, 6696; № 52, ст. 6961; 2014, № 6, ст. 557, 566; № 11, ст. 1096; № 19, ст. 2302, 2317, 2335; № 26, ст. 3366; № 30, ст. 4211, 4214, 4218, 4256, 4259, 4264; № 42, ст. 5615; № 43, ст. 5799; № 48, ст. 6636, 6638, 6643, 6651; № 52, ст. 7548; 2015, № 1, ст. 35, 83, 85; № 10, ст. 1405, 1416; № 21, ст.
2981; № 27, ст. 3950; № 29, ст. 4354, 4374, 4391; № 45, ст. 6208; № 48, ст. 6710, 6716; № 51, ст. 7249; 2016, № 1, ст. 59, 63, 84; № 10, ст. 1323; № 11, ст. 1481, 1490; № 26, ст. 3871, 3877; № 27, ст. 4164, 4206, 4223, 4259; № 50, ст. 6975; 2017, № 1, ст. 12, 31; № 11, ст. 1535; № 17, ст. 2456; № 18, ст. 2664; № 23, ст. 3227; № 31, ст. 4814, 4816; № 47, ст.
6851; № 52, ст. 7937; 2018, № 1, ст. 21, 30, 35; № 7, ст. 973; № 31, ст. 4825, 4826, 4828; № 41, ст. 6187; № 45, ст. 6832; № 47, ст. 7128; № 53, ст. 8447; 2019, № 12, ст. 1216, 1217, 1218, 1219; № 14, ст. 1460; № 16, ст. 1820; № 18, ст. 2220; № 22, ст. 2670; № 25, ст. 3161; № 27, ст. 3536; № 30, ст. 4119, 4120, 4121; № 44, ст. 6178; № 49, ст. 6964; № 51, ст.
7494, 7495; № 52, ст. 7811, 7819; 2020, № 14, ст. 2019, 2029; № 17, ст. 2710; № 30, ст. 4744; № 31, ст. 5037; № 42, ст. 6526; № 50, ст. 8065; 2021, № 1, ст. 50, 51, 52; № 9, ст. 1461, 1466, 1471; № 11, ст. 1701, 1702; № 13, ст. 2141; № 15, ст. 2425, 2431; № 18, ст. 3046; № 24, ст. 4218, 4221, 4223, 4224; № 27, ст. 5060, 5111; № 52, ст. 8978; 2022, № 1, ст.
49; № 5, ст. 676; № 8, ст. 1032; № 16, ст. 2595; № 22, ст. 3534; № 29, ст. 5224, 5226, 5254; № 43, ст. 7273; № 48, ст. 8331; № 50, ст. 8773; № 52, ст. 9348, 9364; 2023, № 1, ст. 69, 72; № 8, ст. 1210; № 16, ст. 2754; № 18, ст. 3228, 3229, 3252; № 25, ст. 4407, 4419, 4422; № 26, ст. 4682; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.
ru), 2023, 24 июля, № 0001202307240033) следующие изменения:
1) абзац первый части 1 статьи 3.5 после слов «частями 2 и 21 статьи 20.4» дополнить словами «, частями 3 и 4 статьи 21.5», после слов «частью 4 статьи 17.15,» дополнить словами «статьей 19.25,», после слов «частью 1 статьи 20.61» дополнить словами «, частью 1 статьи 21.5, статьей 21.6», после слов «частями 2 и 3 статьи 19.21,» дополнить словами «статьей 19.38,»;
- 2) в статье 19.25:
- а) в наименовании слово «мобилизационных» исключить;
- б) в абзаце первом слово «мобилизационных» исключить;
- в) абзац второй изложить в следующей редакции:
- «влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.»;
- 3) главу 19 дополнить статьей 19.38 следующего содержания:
«Статья 19.38. Неоказание содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе при объявлении мобилизации
- 1. Неисполнение обязанности по обеспечению своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части либо неоказание содействия в организации таких оповещения и явки —
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
- 2. Неисполнение обязанности по организации или обеспечению поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации —
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.»;
- 4) в статье 21.1:
- а) в абзаце первом слова «руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу,» исключить;
- б) абзац второй изложить в следующей редакции:
- «влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.»;
- 5) абзацы первый и второй статьи 21.2 изложить в следующей редакции:
- «Неоповещение граждан о вызове (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, при поступлении, в том числе в электронной форме, таких вызовов (повесток) либо необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, —
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.»;
- 6) статью 21.3 признать утратившей силу;
- 7) статью 21.4 изложить в следующей редакции:
«Статья 21.4. Непредставление сведений, необходимых для ведения воинского учета
- Непредставление или несвоевременное представление должностными лицами государственных органов или организаций в установленном федеральным законом порядке сведений, необходимых для ведения воинского учета, —
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.»;
- 8) статью 21.5 изложить в следующей редакции:
«Статья 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету
- 1. Неявка гражданина без уважительной причины в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову иного органа, осуществляющего воинский учет, —
- влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
- 2. Несообщение гражданином в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, сведений о переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией, —
- влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.
- 3. Несообщение гражданином в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, сведений о выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию либо неявка в военный комиссариат в установленный федеральным законом срок в случае наступления указанных событий —
- влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
- 4. Несообщение в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, гражданином, подлежащим призыву на военную службу, о выезде в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, —
- влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.»;
- 9) в абзаце втором статьи 21.6 слова «от пятисот до трех тысяч» заменить словами «от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч»;
- 10) в абзаце втором статьи 21.7 слова «от пятисот до трех тысяч» заменить словами «от трех тысяч до пяти тысяч»;
- 11) в статье 23.11:
а) часть 1 после цифр «19.25,» дополнить цифрами «19.38,»;
- б) пункт 1 части 2 дополнить словами «субъектов Российской Федерации».
- Статья 2
- Признать утратившими силу:
- 1) пункт 430 статьи 1 Федерального закона от 22 июня 2007 года № 116-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 26, ст. 3089);
2) пункт 4 Федерального закона от 24 апреля 2020 года № 132-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 17, ст. 2710).
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2023 года.
Президент Российской Федерации В. Путин
Категории дел об административных правонарушениях в 2023 году – Юридическая поддержка
1.
Понятие, правовая основа, основные элементы и виды производства по делам об административных правонарушениях.
2.
Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях.
3.
Понятие, виды и оценка доказательств по делам об административных правонарушениях.
https://www.youtube.com/watch?v=UFVV91zyddA\u0026pp=ygVv0JrQsNGC0LXQs9C-0YDQuNC4INCU0LXQuyDQntCxINCQ0LTQvNC40L3QuNGB0YLRgNCw0YLQuNCy0L3Ri9GFINCf0YDQsNCy0L7QvdCw0YDRg9GI0LXQvdC40Y_RhSDQkiAyMDIzINCT0L7QtNGD
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ. Раздел 4, главы 24–26.
Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Изд-во Р.Асланова «Юридический центр Пресс», 2008.
Административное право: Часть вторая. учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2005. С. 218–240.
Административно-процессуальное право: курс лекций / под ред. проф. И.Ш. Килясханова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. С. 269–279.
Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2005. С. 589-596.
Анохина С.Ю., Газизов Д.А., Денежкин С.Н., Мягков А.В., Радько С.Ф. Особенности производства по делам об административных правонарушениях: учебное пособие. – Барнаул, 2007. С. 6–14.
1. Понятие, правовая основа, основные элементы и виды производства по делам об административных правонарушениях
В теории административного процесса особое место занимает производство по делам об административных правонарушениях.
Производство по делам об административных правонарушениях понимается как совокупность осуществляемых органами (должностными лицами) на основе закона процессуальных действий, состоящих в рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях (собственно административная юрисдикция), а также в применении мер административно-процессуального обеспечения.
Полагаем, что совершаемые уполномоченными органами в немалом объеме другие административно-процессуальные действия юрисдикционного содержания позволяют рассматривать и разрешать по существу дела об административных правонарушениях.
К таким действиям можно отнести выявление и установление события правонарушения, сбор, исследование и первичную оценку обстоятельств и характера противоправных деяний, осуществление мер обеспечения административного производства, подготовку материалов дела.
Поэтому нецелесообразно понимать под производством по делам об административных правонарушениях только рассмотрение дела.
Установление порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях отнесено КоАП (п. 4 ч. 1 ст. 1.3) к предметам ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.
Общие нормы, регулирующие производство, содержатся в Разделе 4 КоАП РФ.
Нормы подзаконных актов, уточняющие, конкретизирующие положения КоАП РФ, на которые сделаны ссылки в КоАП РФ. Так в ч. 6 ст. 27.12 указывается, что медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 статьи 28.
3 КоАП, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти 1 и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Небольшое число процессуальных норм, дополняющих федеральные правила, содержится в законах субъектов Российской Федерации. К примеру, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации (ч. 6 ст. 28.3).
Все вместе перечисленные нормы образуют правовую основу производства.
В юридической литературе встречается понятие «элементы производства».
Административный процесс рассматривается в качестве стройной системы, включающей в себя как разновидности процессов подчиненного порядка, так и составляющие указанные процессы элементы, содержащие динамико-временную и предметную характеристики – административно-процессуальные производства, процессуальные стадии, а также характеристику соответствующей атмосферы разбирательства дела (процессуальный режим). Д.Н. Бахрах говорит об таких элементах, как цели производства по делам об административных правонарушениях; принципы; круг участников, их права и обязанности; система совершаемых действий, их последовательность, стадии производства; сроки совершаемых действий; виды и условия использования доказательств; подведомственность дел; содержание и порядок оформления процессуальных документов; виды, размеры и порядок применения мер процессуального принуждения; порядок возмещения процессуальных расходов 1 .
https://www.youtube.com/watch?v=UFVV91zyddA\u0026pp=YAHIAQE%3D
Среди основных элементов производства по делам об административных правонарушениях можно выделить: задачи производства, его стадии, процессуальные сроки, а также участников производства (тех, кто вступает в правоотношения), их права и обязанности (процессуальные роли); виды и условия использования доказательств; процессуальные результаты производства.
Стадия – это часть процесса и равно входящего в него производства. В общетеоретическом аспекте «стадия» – это период, определенная ступень развития. В юридическом смысле процессуальная стадия понимается как совокупность процессуальных действий и решений, объединенных общей задачей и завершаемых выводами по делу, принимаемыми компетентными органами.
- Как и любая разновидность юридического процесса, производство по делам об административных правонарушениях развивается во времени как последовательный ряд сменяющих друг друга фаз развития (стадий).
- КоАП РФ позволяет вести речь о четырех стадиях производства по делу об административном правонарушении:
- – Возбуждение дела об административном правонарушении (Глава 28);
- – Рассмотрение дела об административном правонарушении (Глава 29);
- – Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (факультативная стадия) (Глава 30);
- – Исполнение постановлений по делам об административном правонарушении (Раздел 5 – Главы 31, 32).
В производстве по делу об административном правонарушении каждая стадия играет свою роль. Специфика заключается в том, что большинство из них по отношению к стадии рассмотрения – обеспечивающие.
Например, первоначальная стадия производства призвана обеспечить процесс рассмотрения дела посредством сбора доказательств, процессуального оформления материалов и направления их по подведомственности компетентному органу.
Стадия пересмотра направлена на обеспечение законности в порядке обжалования или опротестования принятых постановлений 1 . А стадия исполнения направлена на реализацию уже вынесенного постановления по делу.
- Каждой стадии должны быть присущи следующие черты:
- 1) стадия – самостоятельная часть производства, имеющая свои специфические задачи;
- 2) стадия имеет свой особый круг участвующих субъектов;
- 3) стадия – совокупность последовательных юридических действий, в том числе процессуальных, осуществляемых в определенной логической последовательности и установленных временных границах (сроках). На каждой стадии существуют этапы – группы взаимосвязанных действий;
- 4) каждая стадия оформляется процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности;
- 5) стадии органично связаны между собой, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше;
- 6) стадия характеризуется определенным соотношением степени познания совершенного правонарушения государственным органом и изменениями в правовом статусе нарушителя.
Каждая стадия имеет самостоятельную, но подчиненную общей цели процессуальную задачу, которая обусловливает, с одной стороны, принадлежность стадии к общей системе процесса, а с другой – качественные особенности стадии как в известной степени самостоятельного явления. Наличие общей цели и позволяет вести речь о включении в понятие производства всех процессуальных действий, осуществляемых на каждой стадии.
С учетом особенностей осуществления производства по различным категориям дел об административных правонарушениях выделяют четыре основные разновидности данного производства.
Обычное производство по делу – наиболее часто встречающийся вид производства, включающий, как правило, три стадии (исключение оставляет пересмотр постановления и решения по делу), причем действия осуществляются в сроки, установленные в качестве общего правила.
Ускоренное производство по делу предусмотрено применительно к правонарушениям, совершение которых влечет административный арест либо административное выдворение.
Оно характеризуется сокращенными сроками рассмотрения дела, направления жалобы и принесения протеста на постановление о назначении данного наказания, рассмотрения жалобы или протеста, а также последующего пересмотра решения (ст. 29.6, 30.2, 30.5, 30.9 КоАП РФ).
Упрощенное производство по делу осуществляется в случаях, когда предупреждение оформляется, а административный штраф налагается и взимается на месте совершения нарушения без составления протокола (ст. 28.6 КоАП). При этом три стадии (за исключением пересмотра постановления и решения по делу) как бы слиты воедино.
Усложненное производство по делу имеет место при применении комплекса мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, проведении административного расследования (ст.
27.1, 28.7 КоАП РФ), а также наличии третьей стадии – пересмотра постановления и решения по делу. Этот вид производства по делу отличается более высокой продолжительностью по сравнению обычным производством 1 .
55. Категории дел об административных правонарушениях подведомственные рассмотрению судьям
Статья 22.3. Подведомственность дел об административных правонарушениях в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях
1.
В случае упразднения указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.
2.
В случае преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции.
3.
В случае изменения наименований указанных в главе 23 настоящего Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица должностные лица этого органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов продолжают осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, до внесения в настоящий Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений.
Подведомственность дел об административных правонарушениях
Подведомственность, устанавливаемая Кодексом об административных правонарушениях и законодательными актами субъектов РФ, представляет собой распределение (закрепление) всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрисдикции, которые уполномочены рассматривать дела, отнесенные законом к их компетенции, и назначать физическим и юридическим лицам административные наказания. Какова же подведомственность дел об административных правонарушениях основных органов административной юрисдикции? Судьи (мировые судьи), возможно, в перспективе судьи административных судов. Действующим законодательством рассмотрение дел об административных правонарушениях и назначение административных наказаний в границах установленной подведомственности возложено исключительно на судей, причем единолично. Разумеется, любое дело в рамках этой подведомственности может быть рассмотрено судом в полном составе, но ведущая роль в рассмотрении дел об административных правонарушениях отводится судьям. Судьи рассматривают самые серьезные и сложные дела об административных правонарушениях с повышенной общественной опасностью, влекущие возможность применения наиболее суровых административных наказаний — административного ареста, лишения специального права, предоставляемого гражданину, конфискации и возмездного изъятия предметов и орудий совершения административного правонарушения, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, дисквалификации. Рассмотрение административных дел судьей является существенной и надежной гарантией прав и законных интересов привлекаемых к административной ответственности лиц, а также потерпевших. Исключительной компетенцией судей является рассмотрение дел о правонарушениях: посягающих на права граждан, например, о нарушении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, участвовать в референдуме; о нарушении законодательства о труде и его охране; о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании; о принуждении к участию или отказу от участия в забастовках и т.п.; посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, например, сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией;
посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, например, мелкое хулиганство; демонстрирование фашистской атрибутики или символики; нарушение требований режима чрезвычайного положения и др.
Действующим законодательством предусмотрена совместная подведомственность по некоторым делам об административных правонарушениях судей и других юрисдикционных органов (например, органов внутренних дел). К ним, например, относится мелкое хулиганство.
Должностное лицо органа внутренних дел, уполномоченное рассматривать названные дела, вправе налагать на нарушителя штраф, а если применение данной меры административного наказания он признает недостаточным, то направляет дело на рассмотрение в суд.
Рассматривая эти дела, судья может применить к нарушителю любое наказание, установленное конкретной статьей закона, включая штраф.
Ряд дел об административных правонарушениях отнесен к исключительному полномочию судьи в связи с их сложностью и особой значимостью (например, дела, связанные с использованием богатств континентального шельфа, о нарушении различных правил установки и эксплуатации технических средств связи).
Полномочия судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях характеризуются тем, что они вправе рассматривать все правонарушения и назначать все административные наказания, предусмотренные конкретной статьей Кодекса об административных правонарушениях или закона субъекта РФ, т.е. действовать в полном объеме своей подведомственности. В то же время другие юрисдикционные органы при рассмотрении аналогичных дел обладают ограниченными полномочиями либо по составу рассматриваемых правонарушений, либо по видам применяемых административных наказаний
https://www.youtube.com/watch?v=8_pC6GuAqiM\u0026pp=ygVv0JrQsNGC0LXQs9C-0YDQuNC4INCU0LXQuyDQntCxINCQ0LTQvNC40L3QuNGB0YLRgNCw0YLQuNCy0L3Ri9GFINCf0YDQsNCy0L7QvdCw0YDRg9GI0LXQvdC40Y_RhSDQkiAyMDIzINCT0L7QtNGD
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые главами районной, городской, районной в городе администрации, являются основными юрисдикционными органами, рассматривающими дела об административных правонарушениях лиц в возрасте от 16 до 18 лет, а также неисполнении родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, о вовлечении подростков в употребление спиртных напитков или одурманивающих средств или совершении ими других правонарушений. Рассмотрение этой категории дел коллегиальным юрисдикционным органом связано с тем, что несовершеннолетние нуждаются в особой защите их прав со стороны государства и общества. Помимо комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, административные дела в отношении подростков могут рассматриваться другими юрисдикционными органами, если это право установлено соответствующими законодательными актами. Так, на общих основаниях со взрослыми несовершеннолетние привлекаются к административной ответственности этими органами за мелкие хищения, мелкое хулиганство, нарушение Правил дорожного движения, неповиновение сотруднику милиции, военнослужащему и т.д. Во всех этих случаях уполномоченные юрисдикционные органы вправе передавать соответствующие дела о правонарушениях подростков на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Органы внутренних дел, полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях. Кодексом об административных правонарушениях и законодательными актами субъектов РФ к ведению органов внутренних дел (милиции) отнесено рассмотрение дел о незаконном приобретении либо хранении наркотических средств или психотропных веществ, а также обороте их аналогов, нарушениях правил, связанных с обеспечением безопасности и функционирования транспортных средств и некоторых объектов, нарушениях Правил дорожного движения, нарушениях в сфере торговли, общественного порядка и ряд других дел.
Статья 23.1 КоАП РФ. Судьи (действующая редакция)
Административная ответственность по новым правилам
Федеральным законом от 14.07.
2022 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»» в законодательство внесен ряд важных изменений, касающихся порядка привлечения к административной ответственности. Рассмотрим суть этих изменений — какие возможности и правовые риски создали новеллы правового регулирования для природопользователей.
Летом 2022 г. произошел ряд значимых изменений в вопросах привлечения природопользователей к административной ответственности.
Они коснулись нескольких блоков регулирования: возбуждения дела об административном правонарушении, состава участников производства по делу об административном правонарушении, назначения и исполнения наказания. Рассмотрим содержание изменений, особенности и риски подробнее.
Возбуждение дела об административном правонарушении
Теперь должностное лицо, которое выявило признаки правонарушения в ходе контрольно-надзорных мероприятий, не может быть одновременно должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении (ч. 8 ст. 22.2 КоАП РФ[1]).
Единственное исключение — правонарушения, выявленные автоматическими средствами (ст. 28.6 КоАП РФ). Это исключение будет действовать для составов, предусматривающих наказание за выброс мусора из транспортных средств (чч. 3.1–3.4 ст. 8.2 КоАП РФ).
Вопрос компетентного органа всегда был одним из ключевых при привлечении к ответственности. Теперь также важно уточнять, выявило ли лицо факт правонарушения в ходе контрольно-надзорных мероприятий. Запрет привлечения к ответственности одним и тем же лицом создает основу для более объективного рассмотрения дела.
Если административное правонарушение состоит в нарушении обязательных требований, оценка соблюдения которых происходит в рамках государственного контроля (надзора), то дело может быть возбуждено только после проведения контрольно-надзорного мероприятия, предполагающего взаимодействие с контролируемым лицом (ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ).
Поводом к возбуждению дела в данном случае, согласно ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ, может быть:
- • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
- • поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
- • сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Обратите внимание
Прокурор разъясняет — Прокуратура Удмуртской Республики
Федеральным законом от 14.07.2022 № 290-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ, определяющие порядок возбуждения дел об административных правонарушениях и назначения административных наказаний при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, может быть возбуждено только после проведения проверки или иного контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов.
До оформления результатов контрольной (надзорной) деятельности возможно возбуждение дела об административном правонарушении в случае необходимости применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьями 27.10, 27.14 и 27.16 КоАП РФ (изъятие вещей и документов; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; временный запрет деятельности).
- В таких случаях должностное лицо, составившее протокол о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в течение двадцати четырех часов уведомляет прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении.
- Кроме того, установлен запрет на рассмотрение дела об административном правонарушении должностным лицом, непосредственно участвовавшим в проведении проверки или иного контрольного (надзорного) мероприятия и возбудившим дело об административном правонарушении.
- В отношении некоторых видов государственного контроля (надзора) установлены особенности реализации полномочий в указанной сфере.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.
21 КоАП РФ, по фактам нарушения правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения) могут быть возбуждены антимонопольным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в поступивших материалах, сообщениях, заявлениях содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 9.
1 КоАП РФ (нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов), могут быть возбуждены без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае непредставления в орган федерального государственного надзора в области промышленной безопасности сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
Административный штраф за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, может быть уплачен в размере половины предусмотренной проставлением суммы штрафа не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о назначении наказания (за исключением составов административных правонарушений, указанных в части 1.3-3 статьи 32.2 КоАП РФ).
По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности, к участию в деле в качестве защитника может быть допущен региональный уполномоченный по защите прав предпринимателей.
Указанные изменения федерального законодательства будут способствовать укреплению правовой защиты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере взаимодействия с должностными лицами органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Обзор нового КоАП: новинки для юристов и бизнеса — новости Право.ру
В конце прошлой недели Минюст наконец представил проект нового Кодекса об административных правонарушениях. В нем нашлось много интересного. Так, процессуальные вопросы выделят в отдельный, совершенно новый кодекс, а в самом КоАП появятся новые штрафы, правила и ограничения. Юристы отмечают, что новый кодекс станет удобнее применять, но в то же время видят в нем и ряд недостатков.
С 2001 года, когда был принят действующий КоАП, в него 654 раза внесли поправки, а общее число изменений превысило 4800. В итоге документ стал бессистемным, а потому у правоприменителей возникали трудности с выбором нужной статьи для конкретного правонарушения. Ряда необходимых штрафов в действующем КоАП нет вообще.
https://www.youtube.com/watch?v=8_pC6GuAqiM\u0026pp=YAHIAQE%3D
Реформа КоАП повлечет за собой как сокращение составов административных правонарушений, так и изменение подходов к назначению наказаний, ожидает Минюст.
Новый КоАП состоит из трех разделов.
- Раздел I «Общая часть», в котором отражены общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях.
- Раздел II «Особенная часть», состоящий из 36 глав, по которым распределены все административные правонарушения.
- Раздел III «Субъекты административной юрисдикции», в котором перечислены должностные лица и властные органы, которые могут возбуждать, рассматривать и пересматривать дела об административных правонарушениях.
Наиболее заметное структурное отличие нового КоАП от старого – в нем теперь три раздела вместо четырех. Из КоАП исчезнут нормы, которые регламентируют производство по делам об административных правонарушениях. Вместо этого законодатель объединит их в рамках совершенно нового Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях.
Структурно новый Процессуальный кодекс напоминает уже существующие АПК и ГПК. Он состоит из пяти разделов.
- Раздел I закрепляет основные положения и принципы производства по делам об административных правонарушениях, правила течения процессуальных сроков и множество других вопросов.
- Раздел II регламентирует порядок производства по делам для властных органов и их должностных лиц.
- Раздел III регламентирует порядок судебного производства по делам об административных правонарушениях.
- Раздел IV посвящен исполнению административных наказаний.
- Раздел V устанавливает правила оказания правовой помощи по делам об административных правонарушениях.
Юрист КА Федеральный рейтинг.
группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Уголовное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Банкротство (споры high market) 6место По количеству юристов 9место По выручке 21место По выручке на юриста Профайл компании
Илья Бахилин видит в этом недостаток нового проекта. Насколько подробно бы ни была урегулирована деятельность судов по рассмотрению дел об административных правонарушениях, до тех пор, пока она регулируется в одном акте с соответствующей деятельностью органов исполнительной власти, такая деятельность не будет носить процессуального характера, уверен юрист: поскольку не учитывает сущность и специфику суда как единственного органа, осуществляющего правосудие на основе норм процессуального законодательства.
«Кроме чисто теоретической необоснованности, проект негативно повлияет и на практическую составляющую, поскольку, как и ранее, рассмотрение данной категории дел будет осуществляться судами по существу в административном порядке», – уверен эксперт. В итоге он ожидает, что ПКоАП (привыкаем к сокращению) лишь добавит излишней «зарегулированности».
При этом Минюст отмечает: дела об административных правонарушениях, которые сейчас рассматривают арбитражные суды, продолжат регулироваться Арбитражным процессуальным кодексом даже после появления Процессуального кодекса.
Практика Отменяем административные штрафы из-за пропуска срока
Действующий КоАП предусматривает общий срок в два (или три – для дел, рассматриваемых судьей) месяца для привлечения к административной ответственности. В новом документе его увеличат до одного года.
Общий срок исковой давности в новом КоАП увеличен в 4–6 раз.
Еще одно важное изменение – из нового КоАП убрали максимальный и минимальный размер административных штрафов.
С позиции бизнеса новая кодификация, кроме частных изменений, которые приведут к большей понятности законодательства для предпринимателей, не принесет каких-либо существенных положительных новшеств. Такое мнение высказал Бахилин.
Одно из наиболее важных изменений – в документе закрепили норму о том, что одновременное привлечение юридического лица и его должностного лица к ответственности за одно и то же административное правонарушение не допускается.
https://www.youtube.com/watch?v=8_pC6GuAqiM\u0026t=315s
В новом кодексе законодатель исключил возможность назначения нескольких наказаний при выявлении однородных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной статьей.
Такой вид административного наказания, как административное приостановление деятельности, в новом КоАП назван «административным запретом деятельности». При этом предельный срок его назначения сокращен с 90 до 30 суток.
Проект, на первый взгляд, не предусматривает много новелл, а большинство изменений касаются размера штрафов за нарушение ПДД, рассказывает адвокат Федеральный рейтинг.
группа Банкротство (споры mid market) группа Частный капитал группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное и наследственное право группа Трудовое и миграционное право (включая споры) 1место По выручке на юриста 18-20место По количеству юристов 3место По выручке Профайл компании
Роман Романов. В то же время часть из них все же касается бизнеса.
Обзор практики ВС Ликвидация и реорганизация: «бизнес-обзор» практики от Верховного суда
Например, в сфере финансового рынка появятся административные штрафы для рейтинговых агентств за нарушение законодательства о рейтинговой деятельности. Незаконное присвоение кредитного рейтинга или прогноза по кредитному рейтингу оценили в штраф от 3 млн до 5 млн руб.
Также появился существенный штраф за повторное неприменение контрольно-кассовой техники. За такое нарушение юридическое лицо накажут штрафом в размере от 3 до 5 млн руб.
Появился штраф за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии, размер которого для организации составит от 500 000 руб. до 3 млн руб.
Вырастут и штрафы за нарушение антимонопольного законодательства. Например, за повторное манипулирование ценами на оптовом или розничных рынках электроэнергии появился штраф для организаций, размер которого варьируется от 500 000 до 3 млн руб.
В целом сама гл. 23 КоАП «Административные правонарушения в области предпринимательской, профессиональной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций» стала меньше, чем в прежнем кодексе. Но это вызвано не устранением ответственности за ряд деяний, а юридико-техническими соображениями. Ряд нарушений был выделен в самостоятельные главы.
С этим самое интересное. Штрафы вырастут, появится накопительная система нарушений, а в некоторых случаях у нарушителей начнут забирать автомобили.
- Штрафы за нарушение скоростных ограничений увеличат в 2–6 раз. Так, за превышение в 20–40 км/ч придется заплатить 3000 руб. вместо 500 руб., как сейчас.
- Впервые появится штраф за опасное вождение – 5000 руб.
- Ужесточается административное наказание за вождение в нетрезвом виде.
- Появляются новые санкции для злостных нарушителей. Водителя могут лишить прав на срок до полутора лет, если его три раза или больше наказывали за ряд нарушений.
- Если водитель, которого уже наказали за нарушения правил дорожного движения, станет виновником аварии с жертвами на чужой машине, в результате чего заведут уголовное дело по ст. 264 УК («Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств»), то машину конфискуют в пользу государства.
Но есть и хорошая новость – возможность заплатить административный штраф со «скидкой» 50% остается в законе.
Вероятно, нет. Сейчас документ находится на публичном обсуждении в отношении текста проекта, а также на антикоррупционной экспертизе.
По окончании этого этапа к документу предложат дополнительные поправки.
В том, что они будут, можно не сомневаться: фракция «Единая Россия» в лице одного из главных законотворцев страны Павла Крашенинникова уже заявила, что не будет поддерживать документ в нынешнем виде.
Спецвыпуск: Право-300 В помощь бизнесу: важные решения Верховного суда в 2019 году
По мнению депутата, проект усиливает «репрессивные механизмы» по сравнению с действующим кодексом, что идет вразрез с задачами «текущей экономической политики страны». Подобное мнение высказал и секретарь генерального совета партии Андрей Турчак.
Сейчас сложно сказать, чем новый КоАП лучше старого, говорит Романов: по его мнению, ответ на этот вопрос сможет дать только практика применения нового КоАП. Также многое будет зависеть от того, в какой итоговой редакции будет принят документ.
Новый КоАП хотят принять до 1 января 2021 года – именно на эту дату запланировано вступление новых кодексов в силу.
Источник: Проект Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.